Найти в Дзене
Лекторий «Прямая речь»

Письмо и чтение – две стороны функции письменного чтения

Многие представления о работе мозга, которые были актуальны в 70-х годах, сейчас теряют свою значимость. Так, гипотеза о том, что нервные клетки не восстанавливаются, получила продолжение: факт, что нервные клетки умирают каждый день в количестве нескольких десятков тысяч, но вместе с этим рождается примерно такое же число. Больше того, мы можем активизировать этот процесс. Раньше инсультный больной лежал почти месяц, сегодня его понимают в первые сутки; а логопед должен прийти к такому человеку в течение первых двух часов, чтобы начать восстановление речи. Это не восстановление тех нейронных путей, которые погибли во время инсульта, но создание новых. Это открытие полностью поменяло представление о возможностях мозга.

Письмо и чтение – две стороны функции письменного чтения. Те процессы, которые должны созреть, чтобы начинать обучение письму и чтению, заканчивают свое формирование не в 2-3 года, а в 5-6 лет. Селективное внимание и произвольная регуляция деятельности созревает еще позже – в 6-8 лет. То, что ребенок узнает буквы и даже складывает их в слова – не чтение, а квазичтение. Оно приводит к тому, что ребенок усиленно фиксируется на каждой букве, забывая, что было до нее. Попытка научить ребенка читать в слишком раннем возрасте мешает развитию полноценного навыка чтения, поэтому заставлять детей не нужно – они научатся читать тогда, когда все процессы, необходимые для чтения, будут завершены.

Отрывок из лекции Марьяны Безруких
«Развитие мозга ребенка». Полностью лекцию можно посмотреть на сайте лектория «Прямая речь» в разделе «Видеоархив»