Найти тему
Clin_psychology

Алалия или все же аутизм?

Оглавление

Дифференциальная диагностика алалий и аутизма у детей в раннем возрасте -задача непростая в силу еще неочерченной симптоматики и схожести в проявлениях. Но, несмотря на это, все же существует ряд принципиальных отличий между данными патологиями развития.

Аутизм - это психическое расстройство развития сложного происхождения, характеризующееся стойкими нарушениями в сфере социального взаимодействия и коммуникации, а также своеобразием и стереотипностью поведения.

Алалия - это системное недоразвитие речи у ребенка, обусловленное повреждением коры головного мозга (вследствие внутриутробных патологий, родовых травм, инсультов и черепно-мозговых травм в раннем возрасте). Различают сенсорную и моторную алалии. Сенсорная алалия связана с трудностями восприятия человеческой речи, моторная-непосредственно с самим актом говорения. Иногда встречаются смешанные формы алалий, свидетельствующие о тяжести поражения головного мозга.

-2

По своим проявлениям аутизм больше схож с сенсорной алалией, в первую очередь, по характеру развития речи. При алалии из-за нарушений в восприятии интонации окружающих людей собственная речь ребенка может быть скандированной и монотонной, как и при аутизме. Также из-за непонимания смысла обращения собеседника ребенок может тоже отвечать невпопад, эхолалиями или "штампами"-заученными фразами.

Стоит отметить, что при классической форме аутизма речь, на самом деле, может быть и не настолько скудна и иногда даже развивается с опережением. Просто ребенок ее использует только для удовлетворения своих потребностей, а не с целью коммуникации.

-3

Характерным отличием в данном аспекте будет являться то, что дети с алалией, в отличие от аутистов, пытаются компенсировать трудности речи невербальными способами общения: смотрят на собеседника, используют указательный жест, мимику и пантомимику.

 Из- за своих проблем алалики могут быть стеснительны в обществе и чаще предпочитают одиночество, при этом, в отличие от детей с аутизмом, они ласковые и по-своему "общительные" со своими близкими.

-4

Со стороны познавательной сферы ребенка- алалика от аутиста будет отличать познавательный интерес. Несмотря на речевые трудности, ему интересен окружающий мир и он активно его исследует. При обучении с помощью наглядного материала они показывают неплохие успехи,пытаются подражать взрослым, осваивают, пусть иногда и с задержкой, навыки самообслуживания.

Из-за нарушений сенсорной интеграции алалики, также как и аутисты, могут быть гиперчувствительными (например, не любят мыться, особенно голову, боятся громких звуков и т.д) или, наоборот, нечувствительными (например, не чувствуют боль, когда ударяются, могут не реагировать на наполненный подгузник, из-за чего долго формируются навыки опрятности). При этом дети с алалией, как правило, перерастают подобные трудности, а при аутизме они остаются на всю жизнь, либо немного сглаживаются.

-5

Из-за органического поражения головного мозга чаще всего алалики имеют проблемы с памятью, в то время как при аутизме дети могут демонстрировать феноменальные способности запоминания интересующей их информации.

Мышление ребенка с алалией конкретное, они все понимают буквально. При аутизме же оно, как правило, охваченно сферой узких интересов ребенка.

-6

Воображение у алаликов не развито, из-за чего страдает самостоятельная игра. Они действуют по подражанию и плохо понимают правила игры. При аутизме воображение не связано с окружающим миром и охвачено внутренними фантазиями. Они отказываются от игр с другими детьми и взрослыми, не действуют по подражанию. Самостоятельная игра чаще всего представляет собой бесцельный бег по кругу со взмахами руками (как птички), раскачивания туловища, наблюдение за падением предметов с высоты, выстраивание их в ряд по размеру, цвету и т.д.

-7

В эмоциональном плане алалики эмоциональны, напористы в общении или, наоборот, застенчивы и замкнуты. Они долго остаются эмоционально-незрелыми, привязанными к родителям.

При аутизме наблюдается не только задержка развития эмоциональной сферы, но и ее некоторое своеобразие. Трудности в формировании привязанности возникают еще в младенческом возрасте в диаде мать-дитя и сохраняются на протяжении всей жизни. Им чужды эмпатия, сострадание, любовь. Они эмоционально холодны, циничны, погружены в собственные переживания и интересы.

-8

Окружающий мир их пугает, они боятся всего нового. Именно поэтому в их поведении так много стереотипий (повторяющихся ритуалов, желание ходить по определенным маршрутам, есть только определенную еду и т.п.). Все это создает для них иллюзию постоянства окружающей среды и снижает их тревожность.

И, конечно же, самое главное отличие алалии от аутизма в том, что с развитием речи у ребенка также  улучшается социальное взаимодействие, пропадает замкнутость и отстраненность.

Ранняя дифференциальная диагностика этих двух нарушений позволит составить необходимый коррекционный маршрут и не терять драгоценное время.

-9

Безусловно, на практике  аутистические расстройства нередко  сочетаются с алалиями (атипичные формы), что может значительно затруднить постановку диагноза. Тем не менее, даже в таких случаях на первый план будет выходить именно аутистическая  своеобразность поведения и нежелание взаимодействовать. Коррекционная работа с такими детьми должна будет включать не только занятия с АВА-терапевтом, но и с нейропсихологом, и с логопедом-дефектологом.

Если вам понравилась статья, поддержите автора своей реакцией 👍 и подпиской на канал✅!