Найти тему
Clin_psychology

Эмоционально-волевая незрелость: что нужно знать о психическом инфантилизме

Формулировку "у вашего ребенка эмоцинально-волевая незрелость" слышал, наверное, каждый родитель непоседливого, эмоционально-неустойчивого, гиперактивного ребенка на приеме у врача-психиатра. Но мало кто воспринимает ее всерьез и уж, тем более, задумывается над тем, что это является отдельным видом расстройств развития нервной системы, которое необходимо корректировать.

В основе эмоционально-волевой незрелости лежит преобладание процессов возбуждения над процессами торможения и слабость коркового контроля над деятельностью подкорковых центров, что выражается несвойственной возрасту незрелостью психики.

При первом варианте (гармоническом, неосложненном) инфантилизм затрагивает все сферы деятельности ребенка. Однако преобладают признаки именно эмоционально-волевой незрелости. Они быстро устают от какой-либо деятельности, требующей волевых усилий. В то время они могут быть неутомимы в играх и развлечениях, для них получение удовольствия на первом месте. При этом интересы их, как правило, соответствуют детям более младшего возраста. У них позже возникает учебная мотивация. Они непосредственны в своих проявлениях, импульсивны, внушаемы. У таких детей часто наблюдается дефицит массы тела и роста, "инфантильная" мимика и пантомимика. Прогноз для этих детей, как правило, благоприятный. К 10-11 годам они способны приблизиться к условной норме.

При осложненных вариантах проявление инфантилизма эмоционально-волевой сферы зависит от отягощающих расстройств:

  1. Органический инфантилизм, вызванный остаточными проявлениями грубой органической патологии головного мозга. Степень интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных отклонений со временем может только нарастать, а проявления сохраняться на всю жизнь. Адаптация таких детей весьма затруднительна. Выделяют неустойчивый и тормозимый типы. При неустойчивом типе поведение характеризуется дурашливостью, психомоторной расторможенностью, некритичностью. При тормозимом варианте, наоборот, свойственна безынициативность, апатичность, сниженный фон настроения, замеленный темп деятельности.
  2. Церебрастенический инфантилизм, связанный с негрубой органической патологией центральной нервной системы. Для детей с таким вариантом инфантилизма свойственны нарушения предпосылок развития интеллекта и отдельных корковых функций, истощаемость, раздражительность, несдержанность, головные боли перенапряжения, гиперактивность или, наоборот, инактивность. Интеллектуальное развитие детей с церебрастеническим инфантилизмом несколько ниже, чем при гармоническом инфантилизме, что может служить причиной школьной дезадаптации. Из-за сохранной критичности к своим трудностям у них могут развиваться невротические и поведенческие расстройства. В среднем к 10-11 годам можно наблюдать удовлетворительную компенсацию нарушений и повышение успеваемости.
  3. Инфантилизм, сочетающийся с невропатией или тормозимыми чертами (невропатический инфантилизм). Дети с данным расстройством, как правило, несамостоятельны, зависимы от других лиц, ведомы, внушаемы, тревожны. При неблагоприятных условиях и отсутствии коррекции данные проблемы могут перерасти в астеническое, тревожное (уклоняющееся) или зависимое расстройство личности. Школьная неуспеваемость и социальная дезадаптация в большей степени здесь связаны с особенностями формирующегося характера, чем с интеллектуальными проблемами.
  4. Эндокринный инфантилизм, являющийся одним из следствий патологий желез внутренней секреции. Школьная успеваемость у детей с данным расстройством вызвана не только когнитивными, но и эмоционально-личностными отклонениями. Например, у детей с гипогенитализмом инфантилизм сочетается с вялостью, медлительностью, несобранностью, рассеянностью, отставанием в моторике. При гипофизарном субнанизме наблюдаются черты старообразности в физическом и психическом плане, склонность поучать наряду со слабым самоконтролем, низкая активность, медлительность, нарушения внимания.
-2

Отдельно выделяется дисгармонический психический инфантилизм, в проявления которого входят психопатические и психопатоподобные черты, чаще характерные для тревожного (уклоняющегося), демонстративного, эмоционально-неустойчивого или зависимого расстройств личности. При этом черты эмоционально-волевой и личностной незрелости будут зависеть от конкретного характерологического профиля ребенка, а не от его физического развития или каких-либо органических и эндокринных патологий. На первый план в данном случае выходит именно дисгармония личности, эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность, неспособность управлять своими противоречивыми побуждениями, эмоциями и поведения в целом.

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить класс!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и видео!