Для атипичного аутизма, в целом сходного с классическим аутизмом Каннера (читайте подробнее в предыдущей статье: "Классический аутизм Каннера"), также свойственны явные нарушения в сфере социальных контактов и своеобразное, стереотипное поведение, хотя может отсутствовать один из обязательных критериев.
Согласно МКБ-10, выделяются два вида атипичного аутизма:
1. Наблюдаются все критерии классического детского аутизма, но, как правило, в нетипичном возрасте -старше 3х лет. До момента возникновения болезни можно наблюдать симптомы шизофренического процесса (кататонические замирания, детские психозы с регрессом развития и возникновением вторичного слабоумия), а наследственность нередко отягощена расстройствами шизофренического спектра. Зачастую нарушения развития не нивелируются, а речь не восстанавливается или не формируется вовсе. Дети не обучаемы.
2. Нарушения развития наблюдаются уже на первом году жизни, но с нетипичными симптомами аутизма. На первый план выступают выраженное интеллектуальное и речевое недоразвитие в рамках хромосомных патологий или наследственных заболеваниях (синдром Мартина, Смита-Мажениса, Вильямса, туберозном склерозе, фенилкетонурии, ганглиозидозах, мукополисахаридозах и др.). Также аутистические расстройства могут быть в сочетании с задержкой психомоторного развития после внутриутробных повреждений головного мозга. Для подобного "органического" аутизма характерны умственная отсталость и выраженное в той или иной степени стереотипное поведение (по МКБ-10 "Умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами", "Другие или неуточненные общие расстройства развития").
Неспособность общения при этом обусловлены именно когнитивными нарушениями и речевым недоразвитием. У таких детей нет активного отвержения близких, в отдельных случаях они очень привязаны к матери и могут устанавливать хотя бы примитивные эмоциональные контакты. Развитие болезни протекает по типу задержки психических и двигательных функций. Стереотипности в поведении однообразны, лишены вычурности и одержимости чем-то. Динамика и прогноз зависят от того, как развивается речь и как она используется с целью общения.