Эфоры вопросительно глядели на Анаксандрида. Они свое слово сказали:
- Если ты сам не заботишься о потомстве, то мы не допустим, чтобы угас род Еврисфена.
Царь Анаксандрид исподлобья смотрел на членов совета. Ему придется отпустить жену восвояси и взять другую? Нет, он понимает эфоров: который год царица не может родить ему… да никого не может, ни наследника, ни даже дочь. Его любимая жена бесплодна. Бросить ее?
Эфоры, хмурясь, слушали ответчика: супругу отвергать не буду, вам не подчинюсь. Дерзко. А у них, между прочим, власти не меньше, чем у царя; но в общих интересах решить дело миром. Подумав, лучшие умы Спарты разрешили Анаксандриду… стать двоеженцем. Вопреки вековым обычаям.
Роды напоказ
На дворе 6 век до н.э. Суровая Спарта ведет войны, дрессирует мальчиков, чтит своих героев и законы Ликурга. А царь Анаксандрид берет вторую жену, живет на два дома; женщины ведут хозяйство порознь. Первая жена, та, что любима, приходится царю племянницей, она дочь его брата (вот откуда бесплодие?) Вся надежда на новую супругу. Она не подводит, у нее уже малыш на подходе. Мальчик, назвали Клеоменом.
А тут боги, до того безжалостные к Анаксандриду, вдруг выливают на него лохань везенья: беременеет и первая жена. Как так? Благоразумные эфоры в чудо не верят, да и родня второй супруги поднимает бучу – царю хотят подкинуть чужого ребенка! Дело кончается кровавым спектаклем. Эфоры садятся в кружок, посредине – роженица; члены совета наблюдают, как на свет появляется… нет, пока не Леонид, а его старший брат Дорией.
Леонид будет вторым, за ним родится Клеомброт. Так удивит Спарту царица, на которую давно махнули рукой. А что вторая жена? Клеомен, увы, останется ее единственным ребенком.
Те же грабли
Сыновья выросли, Анаксандрид умер. В возне за трон между Клеоменом и Дориеем верх берет Клеомен. Правит нескучно, много воюет, кое-чего добивается, но заканчивает плохо: бежит из страны, потом возвращается; его объявляют безумцем. Вскоре царь умирает – народу сообщают, что покончил с собой. В наши дни гуляет версия: к смерти Клеомена были причастны либо эфоры, либо его единокровный брат Леонид. Во всяком случае, именно к нему перешла власть в Спарте.
Царь Леонид женат на женщине по имени Горго; она – дочь покойного Клеомена, так что Леонид, как его отец, приводит в дом племянницу. Та рожает Леониду сына Плистарха; о других детях пары, если они и были, ничего не известно.
10 лет в Спарте тихо; правление Леонида не отмечено скандалами или героикой. Зато в 480 году до н.э. – началось.
… Приближенные царя по очереди разглядывают дощечку, покрытую воском – послание от подлого изгнанника Демарата, что снюхался с персами и служит при дворе их царя Ксеркса. Зачем Демарат прислал Леониду пустую дощечку? Издевается? В зал входит Горго, берет «посылку», вертит ее в руках, задумывается… И скребет по воску ногтем. Проступают буквы. Когда удаляют воск, все во главе с Леонидом ахают: Демарат пишет о том, что Ксеркс готовит поход на Грецию. Ай да изменник, проснулась-таки совесть. И ай да Горго – до чего догадлива царица. Время готовиться к войне.
Битва при Фермопилах будет греками проиграна, но обессмертит имя Леонида; защищать проход в горах будут 300 спартанцев, а с ними еще 5 с половиной тысяч бойцов – фокийцы, фиванцы, аркадцы… Эта горстка несколько дней сдерживала 200-тысячную армию персов. Спартанцы полегли, но не сдались.
Как дальше жила Горго – настоящая, не киношная - бог знает. Их с Леонидом сын Плистарх правил Спартой после отца, но потомства не оставил. Власть перешла к внуку Клеомброта, младшего брата Леонида.
Автор – Марина Туманова
Сердечное спасибо читателям за внимание к каналу, за лайки. комментарии, подписки