Длинная роскошная коса сохранилась на диво хорошо. При жизни царицы она была ее гордостью и украшением, а спустя пять веков стала уликой. Напитанная ядами, она подтвердила догадки вскрывшим гробницу ученым, что молодая красавица Анастасия Романова была отравлена...
Невысокая и ладная фигура первой жены Ивана Грозного из тьмы веков подсвечена одобрением летописцев: усмиряла буйный норов мужа, была добродетельна и кротка. Но - неродовита.
Шестнадцатилетний Иван решил жениться после венчания на царство. В феврале 1547 года провел, как и его отец, смотр невест. На него Захарьину-Юрьеву едва допустили - рода захудалого, куда такую? Но вспомнили, что ее дядюшка верно служил царю в малолетстве.
Ласковая и добрая Анастасия народу пришлась по нраву. Но бояре тихо роптали - знатные роды задвинуты Захарьиными-Юрьевыми: "рабу взял, боярина своего дочь!". Да и государь, вспыхнув, мог окриком попрекнуть жену: "Настька ты!".
Благополучный фасад семейной жизни царицы скрывал много бед: за тринадцать лет родив 6 детей, она при жизни похоронила четверых. Добавляли печали и привычки царя: познав блуд с тринадцати лет, после свадьбы он присмирел, но полностью отказаться от греховных привычек не смог, да и не захотел: робкие попреки жены окорачивал гневно.
Но внешняя мягкость и покорность маленькой царицы таили крепкий стержень. Она сумела подобрать ключ к жесткому и взрывному характеру царя. И хоть избавить от "демонов" его так и не смогла, но частенько усмиряла их.
Дни Анастасии были заняты заботами о детях, хозяйственными хлопотами и молитвами. Рачительная и хозяйственная царица завела мастерские, где с подручными женщинами искусно вышивала, шила покровы и плащаницы. В государственные дела мужа она не вмешивалась, и особого влияния на них не имела. Но вражды ближайших соратников избежать не сумела - потом в ее смерти Грозный обвинит именно их.
По одной из версии, со временем отношения супругов охладели, и к 1560 году царская чета была чуть ли не в ссоре.
Народное горе после преставления царицы было велико, повсеместно стояли плач и причитания. Иоанн, громко рыдая, пошатываясь шел за гробом. Его скорбь потрясала не меньше, чем уход Анастасии... Учиненные им дознания и розыски виновных вылились в опалы и лютые казни еще вчерашних соратников.
Сначала казалось - государь уже не оправится от потери. Но через восемь дней после смерти царицы вдовец приступил к поиску новой жены.