Хорошая книга – не всегда удачный фильм. К сожалению, мир помнит немало примеров, когда криворукие режиссёры, подстёгиваемые жадными до прибыли корпорациями, превращали прекрасную литературную основу в откровенный мусор. Сериал «Ведьмак» не даст соврать. Однако сегодня хочется вспомнить светлые пятна киноистории. Да, некоторые из картин этой подборки не являются дословными экранизациями фантастических произведений. Зато они и не топчутся на бумажных страницах сапогами политкорректности, переворачивая авторские вселенные с ног на голову. Как следствие – нередкий кассовый успех и минимум критики от книгочеев. Поехали!
«Вспомнить всё», 1990 год.
Фильм по рассказу Филипа Дика «Мы вам всё припомним», написанному в 1966 году. Впервые посмотрел эту картину в далёком детстве и... ничего не понял. От старого доброго Арни я ждал лихих перестрелок в духе «Коммандо», а тут какие-то отвратного вида мутировавшие марсиане... Тогда запомнились разве что вылезающие из орбит глаза главного героя и вывалившая волшебную грудь («Три сиськи? Зачёт!») девица лёгкого поведения. (Похоже, что не только мне запала в душу трёхгрудая нимфа, раз фильму прилетел «Оскар» за лучшие визуальные эффекты).
В более зрелом возрасте кинотворение произвело ещё большее впечатление. Поскольку хоть что-то начал понимать. Пол Верховен остался верен себе и вновь показал нам неприглядную картину далёкого будущего. Где, как в «Звёздном десанте» или «Робокопе», человек – расходник, а его жизнь стоит сущие копейки.
Фильм «Вспомнить всё» можно трактовать по-разному. Кто-то уверяет, что события картины произошли взаправду, а Даг и впрямь спецслужбист со стёртой памятью. Ну а другие считают, что главному герою всё померещилось. И впрямь, какую секретность может сохранить агент, который в иные двери только боком проходит?
«Бегущий по лезвию», 1982 год.
На этом канале уже был подробный обзор и на роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах» 1968 года, и на фильм, так что милости прошу. И вроде бы не пристало повторяться, но раз уж заговорили об экранизациях книг Филипа Дика, то не вспомнить эту легендарную ленту – преступление.
Забавно, но в прокате картина Ридли Скотта с Харрисоном Фордом и Рутгером Хауэром в главных ролях с треском провалилась, собрав лишь что-то около 33 млн долларов при бюджете до 30 млн баксов. Зато теперь «Бегущий по лезвию» имеет культовый статус.
«Крикуны», 1995 год.
Будете смеяться, но у нас вновь кино по творчеству Филипа Дика. На сей раз в основе фантастического боевика про искусственный и очень недобрый интеллект повесть «Вторая модель» (1952 год).
Имя режиссёра Кристиана Дюгея лично мне ни о чём не говорит. Зато в главной роли Питер Уэллер – старина Робокоп! Что же до самого фильма, то как ни старалась команда киноделов испоганить первоисточник, но мрачный дух повести оказался сильнее. Несмотря на бездарную и откровенно скучную постановку, в итоге получился крепкий середнячок в стиле постапокалипсис.
«День триффидов», 2009.
А вот это уже интереснее! Двухсерийная лента Ника Копуса по одноимённому роману Джона Уиндема, написанному в 1951 году.
Большинство снявшихся в фильме актёров нашему зрителю малоизвестны, ну разве что кто-то случайно заметил Дугрея Скотта в «Большом куше». Однако ценность картины не в громких именах, а... в одной лишь попытке экранизировать Уиндема. Лично мне всегда казалось это практически невозможным, ибо писатель – тот ещё конспиролог, способный превратить даже тарелку с картофельным пюре в смертельную угрозу для человечества. И если в книге это хоть как-то читалось, то на экране выглядело бы просто смешно. Наверное, только Клиффорд Саймак мог так же походя раздуть из мухи слона и по пути из булочной попасть в эпицентр вселенского заговора.
«Я, робот», 2004 год.
В основе данной картины Алекса Пройаса лежит целый цикл произведений Айзека Азимова. Ну, вы помните, где законодательством будущего роботам вменяется никогда не вредить человеку; беспрекословно подчиняться людям, если это не нарушает первый параграф; заботиться о своём благополучии, но только не во вред предыдущим статьям закона.
Фильм получился неплохим, а для своего времени и прорывным. Разве что Уилл Смит одним своим появлением добавил комичности и несколько подпортил атмосферу. Но тут, как говорится, на любителя.
В конце добавлю, что на этом список удачных экранизаций фантастических книг, разумеется, не заканчивается. На канале недавно вышел материал о «Кукловодах» Роберта Хайнлайна. Также были статьи про фильмы «Солдат», «Парк Юрского периода»... Печально, что львиная доля действительно хороших картин выходила в конце XX – начале XXI веков и сегодня устарела с визуальной точки зрения. Однако попытки ремейков в большинстве своём проваливались. Может, и впрямь раньше небо было выше, а трава зеленее? Да и общественная повестка ещё не погасила последний огонёк разума.
Подготовил Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#фантастика
#экранизации
#голливуд
#подборка фильмов
#лучшие книги
#айзек азимов
#филип дик
#джон уиндем
#арнольд шварценеггер