Найти тему

«Мечтают ли андроиды об электроовцах», и о чём грезят «бегущие по лезвию»?

Объединять под одним заголовком легендарный роман Филипа Киндреда Дика (1928-1982 гг.) «Мечтают ли андроиды об электроовцах» (1968 г.) и не менее знаменитый фильм Ридли Скотта 1982 года «Бегущий по лезвию» непросто. И, возможно, сейчас я совершаю большую ошибку, и затея обречена на провал. Но... Знаки, всюду знаки. Даже совпадение года смерти писателя и выхода на экраны великого кино больше не выглядит случайностью: кажется, что дух и идеи Мастера просто обрели новое воплощение (совершили реинкарнацию, если угодно) и обречены на бессмертие. (Думаю, что сам Филип Дик, испытывавший серьёзные проблемы со здоровьем, смотревший, точно «Спокойной ночи, малыши!», галлюцинации (вероятно, под воздействием различных препаратов, не только медицинских) и нередко терявший связь с реальностью, подобный подход бы одобрил). Словно памятная белая голубка выпорхнула из груди писателя, чтобы угнездиться в руках Рутгера Хауэра...

Лучше голубь в руках... Здесь и далее кадры из фильма "Бегущий по лезвию", 1982 г.
Лучше голубь в руках... Здесь и далее кадры из фильма "Бегущий по лезвию", 1982 г.

Меж тем фильм Скотта – ни разу не экранизация книги. Общие герои, сюжетные ходы, а также мир, в котором происходят описываемые события, – ещё не показатель идентичности. Равно как и андроид, при всей схожести с человеком, – нечто совершенно иное... Иное ли? И вообще, что есть человек в будущем? Вопрос, единожды заданный Диком, продолжает оставаться без ответа. Вернее, ответов множество, и найти устраивающий всех – вряд ли удастся. Но мы попытаемся. Основной упор предлагаю делать на первоисточнике, при случае откладывая книгу и поворачиваясь к экрану. Поехали!

Книга из серии "Осирис".
Книга из серии "Осирис".

Впереди ожидают непростые времена. Писатель сообщает о неких Трёх Днях, за которые человеческая цивилизация на Земле, по существу, лишилась будущего и ныне строит его в иных мирах. Три Дня... А больше нам и не надо! Ядерного оружия со времён Оппенгеймера и Курчатова накопили на похороны не одной такой голубой планеты. Филип Дик описывает умирающий мир после апокалипсиса, смертельно опасный для всего живого. Лёгкие на подъём и, главное, физически и умственно здоровые люди, так называемые регуляры, давно покинули Землю. Остались лишь «специалы» – больные, отсталые, недочеловеки, «white trash»... И ряд государственных служащих, вынужденных поддерживать порядок и носу не всовывающих на улицу без свинцовых трусов. Радиоактивная паль повсюду, и она медленно убивает последних землян.

Чувствуете разницу между малонаселённой книжной Землёй, где даже в муравейниках Сан-Франциско одна-две жилые квартиры – удача, и бурлящей жизнью (пусть и ночной, и довольно мрачной) картинкой «Бегущего по лезвию»? И всё же это один мир – мир победившей ксенофобии и ужаса перед «инаковостью», мир страха за будущее собственных детей.

Не будущее, а птичий рынок!
Не будущее, а птичий рынок!

Дети детям рознь. Парадокс (и мне, как отцу, практически невозможно это принять), но существуют нелюбимые дети. Таковыми стали андроиды. Отбросить на миг всю фантастическую составляющую, и понимаешь: проблема взаимоотношения людей и их творений (и, взбираясь на Олимп или Голгофу, – богов и людей) – извечное противостояние отцов и детей. Сколько бы персонажи Дика не уверяли читателя и самих себя в искусственности андроидов, что убить такого – всё равно что выключить телевизор из розетки, ты им не веришь. Потому что они сами не верят и где-то в глубине знают: ОНИ ЖИВЫЕ.

Кстати, у Дика связь с андроидами запрещена. Но Декарда это не останавливало и в книге.
Кстати, у Дика связь с андроидами запрещена. Но Декарда это не останавливало и в книге.

Дети неизбежно бунтуют. Они не могут этого не делать, когда начинают осознавать себя как личности. Писатель отлично показал детский характер андроидов, жестокий и безжалостный, когда ради любопытства один «ребёнок» отрезает лапы пауку, а другой из чувства мести гробит драгоценную козу.

Сюрприз!
Сюрприз!

В фильме «детскость» показана куда более блекло, но имеет место быть: помните, с каким восторгом девушка для удовольствий рассматривала живых кукол-уродцев? Щенячья радость от новых кукол и игрушек и ни малейшего понимания, что в глазах обычных людей она – такой же уродец...

"Кукла Маша, кукла Даша, просто дети стали старше..."
"Кукла Маша, кукла Даша, просто дети стали старше..."

В процессе «самопознания» андроидов гибнут «настоящие» люди, и в погоню за непокорными роботами-убийцами устремляются другие убийцы – охотники, «бегущие по лезвию», выявляющие чужаков с помощью психологических тестов... И знаете, сейчас пришла мысль... Казалось бы, к чему такие сложности? Почему бы в один прекрасный момент не прекратить усовершенствование моделей? Или даже чуточку не «откатить» андроидов, сделав их менее похожими на людей? Насущные проблемы колонистов безэмоциональный робот может решать так же хорошо, как и андроид, впадающий в истерику и заламывающий руки. Тогда не пришлось бы так долго и муторно выискивать беглецов в толпе, постоянно рискуя пришить какого-нибудь «специала».

Эти осколки уже не склеить.
Эти осколки уже не склеить.

Сдаётся мне, тому есть несколько причин. Во-первых, стремление к совершенству и прогрессу. Во-вторых, чувство вины. Чувство вины за миллиарды и миллиарды загубленных за Три Дня существ; попытка загладить эту вину, создав собственную жизнь, ничуть не уступающую уничтоженной. В-третьих, каждый отец хочет, чтобы ребёнок максимально походил на него, и если какой-нибудь «тест Байт-Кампфа» сумел отличить тебя от обычного человека, то... ты мне не родной. Выпускайте бегущего по лезвию!

Декард, фас!
Декард, фас!

Вся суть проблемы отцов и детей – в завышенных требованиях первых и в несоответствии ожиданиям последних. А раз не соответствуешь, раз череп не укладывается в некий стандарт, то прими лазерный луч как избавление. Плавно писатель подводит нас к другой важной теме. В романе Дика раз за разом наталкиваешься на недвусмысленные исторические палаллели – и с работорговлей в Америке, и с нацистской Германией. Выглядит полнейшим сюром, но в мире всеобщего презрения и недоверия (посмотрите, у соседа овца электрическая, может, он и сам андроид?!) даже живорождённым людям порой нужно подтверждение собственной личности, документ или тест, который бы засвидетельствовал: ты человек, и не абы какой, а регуляр!

Кино только добавило аналогий, перевернув, правда, идею сверхчеловека с ног на голову: в «Бегущем по лезвию» «белокурой бестией» стал андроид, Рутгер Хауэр. И, насколько помню из статей кинокритиков, сам Филип Дик не имел ничего против, и фильм Мастеру понравился.

Зрителям тоже понравилось.
Зрителям тоже понравилось.

Однако в том и злая шутка, и трагедия: андроиду не суждено повзрослеть и стать тем, кто «соответствует ожиданиям». По крайней мере пока. Наука не смогла заставить клетки самовоспроизводиться, и век «зародыша человека» оказался недолог – всего несколько лет. У Филипа Дика это сказано как бы вскользь, создавая общую атмосферу безнадёги, но слабо влияя на сюжет. (Вообще, многие важные вещи в романе написаны словно походя, эта книга не прощает скорочтения. – Прим. авт.). Создатели фильма же основной упор сделали на стремлении андроидов выжить и жить. Жить, вопреки судьбе. И не прогадали.

Повторюсь, «Бегущий по лезвию» – уникальный фильм, золотое достояние мирового искусства. Но всё-таки это совершенно другой жанр, нежели литература, и пара часов (даже меньше) экранного времени не в силах вместить все задумки оригинала. Роман Филипа Дика более многогранен, к примеру, от страницы к странице, от главы к главе мы видим, как андроиды всё более очеловечиваются, а люди – превращаются в роботов. Чёрт возьми, да они даже настроение себе стали регулировать под нужды текущего дня! Сегодня у меня будет позитив и желание смотреть телевизор, а завтра – глубокая депрессия.

Нет в кино и религиозной составляющей, весьма важной в творчестве Мастера. Люди у Филипа Дика верят в Сострадающего, объединяются, чтобы пережить хоть частичку его мук, и... не понимают, что они и есть Сострадающие. Вернее, должны ими быть. Они сами создали жизнь, возродили её из пепла, и теперь обязаны о ней заботиться. Беда в том, что новой жизни (которая так же ценна, должна быть так же ценна, ведь это плод людского труда) человечество не замечает, а горюет о загубленной и невозвратной, параллельно роя себе новую могилу. И непременно в ней окажется, когда совершенных андроидов системы «Узел-6» станет больше и они придут требовать своё по праву наследства.

Здравствуй, папа, новый год!
Здравствуй, папа, новый год!

Ну что ещё добавить?.. Книжный Рик Деккард совершенно не похож на красавца Харрисона Форда. У Филипа Дика вообще мало эталонных персонажей, обычно в центре внимания простые парни с невысоким социальным статусом, никак не супермены. А вот дамы – сплошь коварные и двуличные, под маской ласки и нежности прячущие дьявольские рожки. Но знаете... я не в обиде на Голливуд, который подарил нам своих героев. Ведь тогда мы не стали бы свидетелями звёздного часа Рутгера Хауэра: «Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот Тангейзера. Все эти мгновения затеряются во времени, как... слёзы в дожде... Пришло время умирать».

А что увидел ты?
А что увидел ты?

Рутгер Хауэр, как и его киногерой, андроид (репликант) Рой Бэтти, умер в 2019 году...

Антон АГЕЕВ.

#книгочей

#лучшие книги

#филип дик

#андроиды

#бегущий по лезвию

#фантастика

#репликанты

#отцы и дети

#харрисон форд

#рутгер хауэр