Очень неожиданная биографическая книга Марины Раку, где меньше всего внимания уделено музыке
Открывая книгу «Вагнер», к которой еще и приложен диск с музыкальным сопровождением, я ожидала прочитать крепкую биографию в стиле ЖЗЛ и глубокий анализ музыки немецкого гения. Но не тут-то было.
Чтобы заинтересовать читателя, автор сразу заходит с козырей. А именно, из первых глав мы сможем узнать интересные подробности происхождения композитора (а именно, имеющие место сомнения, что его отцом был уважаемый полицейский), а также историю его двух браков и одного важного романа. Козиме Лист-Вагнер уделено в книге едва ли не такое же место, как самому Рихарду, а в последних главах Вагнер и вовсе уходит из повествования, главными героями которого становятся его дети, внуки и невестка.
Ироничный стиль Марины Раку и все собранные ей сплетни и скандалы, окружавшие Вагнера, создают сознательно заложенное в книге противоречие между Вагнером - человеком и Вагнером - творцом. Если первый - крайне неприятная и мелочная личность, с которой вряд ли кто-то из нас хотел бы свести знакомство, то второй - безусловно, гений вселенского масштаба. И даже возникает вопрос, как человек, бездумно тратящий на роскошь чужие деньги и привлекающий к себе внимание криком на светских мероприятиях, смог привести оперу к эпической глубине, вывести ее из контекста времени и места и довести до абстракции чистого мифа.
Но при кажущейся пропасти между Вагнером - человеком и Вагнером - творцом эти две его ипостаси очень тесно переплетены. Так, например, если сопоставлять женщин Вагнера с героинями его опер, то получится, что искал он всю жизнь Сенту из «Летучего голландца» - ту, которая будет в него беспрекословно верить и ждать (и нашел ее в итоге в Козиме). Но была у него и Эльза из «Лоэнгрина», не поверившая безусловно и нарушившая клятву, и Изольда, чужая жена, так ему и не доставшаяся.
Герои опер так или иначе будут и далее преследовать нас - так, сын Вагнера, носящий имя Зигфрид, взвалил на себя все бремя героического имени, и, хотя и не стал гением, нес ношу спасителя достойно. Внуки Вагнера как братья Фазольт и Фафнер сражаются за наследство, как за золото Рейна. А рыцарем в сияющих доспехах Лоэнгрином для невестки Вагнера Виннифред предстает Гитлер…
Книга рождает огромное поле для собственных размышлений. Кроме мифологических и исторических аллюзий, очень много внимания автор уделяет философии и влиянию на Вагнера идей Шопенгауэра, а также сложных отношений Вагнера с Ницше, дружба с которым в итоге переросла во вражду. Целая глава посвящена также анализу творчества и жизни Вагнера с позиции фрейдистского и юнгианского психоанализа.
Но чего мне не хватило - так это действительно анализа музыки, который ожидаешь в книге о композиторе. Да, автор рассуждает об опере и о том, как Вагнер превратил ее в музыкальную драму, об архетипах персонажей, о его музыкальном «отце» - Бетховене, о вагнеровском театре в целом. Но какого-то целостного представления из этих рассуждений собрать не получится, также как и собрать из мозаики разных глав более-менее цельную хронологию жизни.
Тем не менее, книгу рекомендую к прочтению, чтобы, может быть, использовать ее как отправную точку для знакомства именно с музыкой Вагнера, уже примерно понимая, что он был за человек и до каких глубин можно дойти, препарируя его творчество под разными углами. Читается она легко, написана с юмором, многие вещи поданы в ней с самой неожиданной стороны, и она очень сильно провоцирует мозг на вдумчивую работу.
#читаемкниги