"Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа" (Фил. 3: 19-20).
28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост, который продлится 40 дней по 6 января, до Рождества Христова. Рождественский пост установлен ещё в древние времена христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней, что сохранилось и до наших дней. Рождественский пост довольно продолжительный, длится сорок дней, но не такой строгий как Великий. В некоторые дни разрешается вкушение рыбы. Пост ещё называется Филипповым, потому что он начинается на следующий день после дня памяти святого Апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Спасителя. День памяти Апостола Филиппа отмечается 27 ноября по новому стилю. Рождественский пост установлен перед великим праздником Рождества Христова, таким радостным событием для всех христиан, рождением Спасителя мира – Христа. Он является приготовлением к празднованию Рождества Христова, чтобы очистить сердце постом и молитвой, и с чистым сердцем встретить столь радостное событие.
Пост этот зимний, ещё во время поста празднуется Новый год. И кто-то может посчитать, что соблюдать его не нужно, подумать, что на улице холода, нужно побольше есть, чтобы согреться. Но это плотское мудрование. Люди и не такое терпели ради Христа. Например сорок мучеников Севастийских, память которых Церковь почитает в Великий пост (22 марта), ввели в ледяные воды Севастийского озера (стояла зима, лютый мороз), оставив на берегу растопленную баню. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и молясь. Такое мученичество они терпели ради Христа. Нужно рассуждать духовно. Ради Христа, Спасителя мира, который пошёл на крестную смерть ради нас, можно и попоститься сорок дней до Рождества Христова, исполнить заповедь Божию о посте, не тратить времени впустую, а приближаться ко спасению. Тем более этот пост не строгий. Нужно стремиться сеять не в плоть, а в дух, чтобы наследовать жизнь вечную; "сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную." (Гал. 6: 8). "Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого" - это слова великого русского святого, преподобного Серафима Саровского. Стремитесь более к венцам нетленным, а не к тленной пище.
Пост - это прекрасное время, которое приближает нас к Ангелам и к Богу. "Пост есть образ жизни ангелов, и, что еще важнее, — постился Сам Спаситель, не потому, что Он нуждался во врачевании постом, но для того, чтобы показать нам пример поста ко спасению." Святитель Иоанн Златоуст. А человек и призван стать, как Ангел Божий и войти в Царство Небесное после окончания земной жизни; "а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения." (Лк. 20: 35-36). А чревоугодие отдаляет от Ангелов, от Бога, приближает к бесам. Лучше попоститься сорок дней, но быть ближе к Богу, святым, Ангелам Небесным, как и следует стремиться всем христианам на небо, где наше настоящее жительство. "Я не сел в совете суеты и с законопреступными не пойду, возненавидел я собрание злодействующих, и с нечестивыми не сяду. Омою среди невинных руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи, чтобы услышать мне глас хвалы Твоей и поведать о всех чудесах Твоих." (Псалом 25: 4-7).
Тем более пост не такой строгий. Некоторым кажется, что пост - это не главное, но на самом деле по словам, Святых Отцов - это основа добродетелей. Люди стараются повкуснее и побольше поесть, а между тем это не приносит духовной пользы, напротив, может принести вред душе и телу. Тем более пост хорошо держать, с тем разумом, что человек, соблюдая пост, верен Христу, а как говорит Господь: "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом." (Лк. 10: 16). Когда в человеке живут страсти, ему тяжелее перенести мученичество или болезнь и смерть, потому что страсти внутренне мучают человека. Как написано: "Смерть грешников люта" (Псалом 33: 21). Блажен тот, кто изжил эти страсти, победил их. Тогда болезнь и смерть пережить легче, а смерть будет блаженной кончиной. Это значит демоны не смогут приблизиться к душе. А страсти изживаются благодаря посту, молитве, соблюдению других заповедей Божиих. Нужно стремиться к чистоте, в пост воздерживаться от чревоугодия, гортанобесия, больше молиться. Пост способствует молитве. Человек, соблюдая пост, приближается к Богу, к Ангелам Божиим, ум его просветляется, сердце очищается, и он может получать правильные вразумления от Ангела Хранителя, добрые помыслы, просвещающие ум, дающие духовное разумение, побуждающие к молитве. Пост приносит очень много пользы душе и телу, способствует их очищению от страстей, помогает в борьбе с духами злобы поднебесной; "сей же род изгоняется только молитвою и постом." (Мф. 17: 21).
Ну а если поститься не получается, по той или иной причине, то можно компенсировать это смирением, добрыми делами, воздержанием от грехов, что тоже будет хорошо. Ведь каждый свободен в выборе: поститься ему или нет, и в какой мере поститься. Но ещё лучше, когда есть и то и другое. Пост – это время покаяния. Добровольные подвиги тоже совершаются во оставление грехов и могут избавить от скорбей, помогают покаянию. Например, при покаянии Ниневии, ее жители наложили на себя трёхдневный пост, и Господь помиловал их, отвёл бедствие, которое хотел навести на них по их грехам (см. книга пророка Ионы). В пост нужно больше пребывать в Богообщении, в молитве, посещать храм Божий, исповедоваться, причащаться Святых Христовых Тайн, читать Слово Божие, труды Святых Отцов, быть особенно внимательными к себе: к своим поступкам, словам, мыслям, чувствам, сверять их с заповедями Божиими. Хотя это нужно делать всегда, но пост - особенно благоприятное время для этого. В пост нужно воздерживаться не только от скоромной пищи, но и соблюдать душевный пост: по возможности воздерживаться от осуждения, многословия, празднословия, желательно воздерживаться от посещения развлекательных заведений, просмотра телевизора; по возможности делать дела милосердия. Проводя так пост можно вырасти духовно, подготовиться к встрече Рождества Христова и встретить этот великий праздник с чистым сердцем. Просите помощи Божией, чтобы выдержать пост, провести его с пользой для души и для тела, ведь как говорит Господь: "ибо без Меня не можете делать ничего." (Ин. 15: 5).
Поздравляю всех с началом Рождественского поста! Желаю всем в пост терпения, сил в подвиге и духовного роста!
"Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождём твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают." (Исаия 58: 6-11).
Источники: https://www.pravmir.ru/, https://bible.by/, https://www.molitvoslov.com/, https://azbyka.ru/biblia/.