Найти в Дзене
Лев Валерич

О молодой колхознице, ее паспорте и совести директора дома отдыха...

💬 ..."вопреки расхожему мифу о том, что колхозникам не давали паспорта, девушка-колхозница из сгоревшей деревеньки под Вологдой и паспорт.., все же как-то встретились"...

Добрый день друзья!

Вчера перебирал старые газеты, за 1937 год, на глаза попалась интересная заметка, это письмо в редакцию, за авторством, только не говорите об этом антисоветчикам, не ломайте им шаблоны, молодой девушки-колхозницы...

Заметка в газете "Северный комсомолец", в номере от 11 марта 1937 года, вышла под заголовком: "Ретивый директор", - молодая деревенская девушка, жаловалась на самоуправство директора Лахтинского дома отдыха, некоего товарища Кудряшева.

Качество текста не очень хорошее, вам может быть трудно его читать, поэтому далее суть дела я кратко перескажу своими словами.

-2

Итак, летом 1936 года, в Харовском районе Вологодской области сильно пострадала от лесного пожара деревня Сидоровская. Дом девушки-колхозницы сгорел, жить было негде, ей пришлось уехать в город Архангельск.

В Архангельске она устроилась домработницей в какую-то семью. Не удивляйтесь, но в СССР, до Хрущева, это было обычным делом.

Домработницы в тридцатые, сороковые и даже пятидесятые годы, это обычная работа, они считались пролетариатом, более того, у них даже существовал профсоюз, который назывался: "...работников общественного питания и общежития, рабочих городских предприятий и домашних работников, работников коммунального хозяйства", - если кому-то интересна эта тема, можете ознакомиться с диссертацией кандидата исторических наук Алисы Ростиславовны Клоц.

Ее работа так и называется: "Домашняя прислуга как социальный феномен эпохи сталинизма", - разобрано все по полочкам, мне добавить нечего.

Домашняя прислуга как социальный феномен эпохи сталинизма

На теме домашней прислуги в СССР сейчас останавливаться не будем, т.к. там разговоров на отдельную статью и не одну, а вернемся к нашей колхознице, которой вновь не повезло и она осталась на улице во второй раз.

Все дело в том, что жена некоего гражданина Киселева, к которому устроилась работать девушка, сильно заболела. Муж отправил ее в больницу и двинул отдыхать, куда-то на юга, а девушка оказалась на улице.

Кто-то посоветовал ей обратиться в дом отдыха облисполкома, в пос. Лахта, там требовались работники. Девушка, не долго думая, поехала туда и обратилась за трудоустройством в канцелярию дома отдыха.

Помните, я говорил вам, не ломать шаблоны антисоветчикам? О ужас, колхозница предъявила в канцелярии.., паспорт!

-4

Представьте себе, вопреки расхожему мифу о том, что колхозникам не давали паспорта, девушка из сгоревшей деревеньки под Вологдой и паспорт.., все же как-то встретились.

Кстати, по чистой случайности, в моих архивах есть скриншот паспорта, не просто женщины колхозницы, а из того же Харовского района Вологодской области, да еще и выданный в 1936 году.

Видимо Вологодчина, это какая-то аномальная зона в СССР, где колхозницам паспорта давали, а вот в других областях, конечно же, колхозники были крепостными, ага. Ладно, это я так, сарказм, продолжим.

-5

В общем девушку без проблем приняли на работу и разрешили на некоторое время отлучиться, съездить назад в город, забрать свои вещи. На следующий день она вернулась, но директор дома отдыха заартачился, начал искать причины, чтобы отказать ей в работе и жилье.

А знаете почему? Девушка была несовершеннолетней и он просто не пожелал брать на себя ответственность, начал хитрить, отправил ее на медкомиссию. Видимо надеялся, что врачи найдут у нее какие-либо проблемы, например вшей, в таком случае директор отказал бы ей в работе на этом основании.

Но не вышло, врачи дали ей справку, что она здорова и.., справка не помогла. Директор дома отдыха, уже не скрывая свое отношение к девушке, просто выгнал ее на улицу, в ночь. Намучилась бедолага, никому не нужна оказалась.

Но, не совсем так, девушке помогла сотрудница дома отдыха, комсомолка Дуся Меньшикова, которая до последнего искала место, где можно было бы остановиться, хотя бы до утра.

В итоге девушка переночевала в комнате женского общежития, видимо втайне от директора. Что было дальше, история умалчивает, единственное, что мы знаем, девушка написала письмо в местную газету.

Впрочем, кое-что история все же нам еще поведает. Пройдет некоторое время и в газете "Северный комсомолец" появится еще одна заметка, на эту же тему, и под тем же заголовком: "Ретивый директор"...

-6

Пожалуй, тут мои комментарии будут излишни...

С уважением, Лев Валерьевич.