Неоднократно уже замечал, как некоторые люди, даже будучи сторонниками теории эволюционного происхождения человека от неких обезьяноподобных предков, напрочь не осиливают принять этот самый эволюционный процесс полноценно. Этот процесс у таких людей словно бы исчерпывается чисто внешним обликом: что у человека по сравнению с обезьянами хвост там какой-нибудь укоротился, что какие-нибудь волосы на теле уменьшились, что какие-нибудь пальцы стопы сплотились... Но, как только дело доходит до сферы сознания, все эволюционные мотивы как будто начисто отрубает. Такие люди держат чёткую позицию: у человека, дескать, безграничные возможности разума, а у животных (даже у обезьян) - разума вообще нет.
Я, естественно, с такой позицией в корне не согласен.
Эксперты в области зоологии утверждают, что обезьяны до определённого возраста развитием ума практически ничем не отличаются от людей (разница обычно в том, что обезьяны одни и те же умственные головоломки обучаются решать чуть быстрее по сравнению с людьми), но зато потом обезьяны в умственном развитии останавливаются, в то время как люди продолжают умственно развиваться. Наиболее даровитые обезьяны, как было установлено, могут достигать умственного развития, соответствующего подростковому человеческому сознанию, но в подавляющем большинстве случаев обезьяний мозг перестаёт развиваться на уровне примерно в 2-3 года.
Я начал вспоминать, что тема остановки умственного развития отмечается не только у животных, но и у непосредственно людей, когда речь заходит о слабоумии. Например, если человек не может обучиться тому, что суп лучше есть ложкой, чем руками, то такого человека традиционно стараются записать в умственно отсталые.
Меня, правда, очень сильно удивляет во всём этом то, что существует порядочно примеров того, как люди не способны обучаться не только есть ложкой, но и всяким другим делам. Определённо есть, скажем, такие люди, которых учат-учат уму-разуму, но они так и не осваивают, что списывать на экзаменах - хуже, чем не списывать! При этом ситуация по факту ничем не отличается от той, что при поедании супа ложкой. В первом примере слабоумия человек справедливо полагает, что без ложки есть супы выгоднее: не нужно тратить время на поиск и взятие ложки, не нужно утруждать пальцы держанием ложки, не нужно тратиться на хранение ложки... Мозг такого слабоумного человека просто не выдерживает того объёма умственного напряжения, которое требуется для понимания не сиюминутных, а хотя бы чуть-чуть более долговременных последствий... В случае со списыванием слабоумный человек ровно так же справедливо считает, что он получает выгоду - тут для него экономия и сил, и времени. Олигофрения! Ведь как и в первом случае, чтоб понять, что в этой выгоде что-то рационально не так, нужны расчёты более долговременных последствий. А разница этих двух слабоумий лишь в том, что последствия в первом случае наступают раньше, чем во втором. В первом случае - через секунды, во втором - через годы. При этом наше человечество первое слабоумие учитывает, а второе - игнорирует. Словно бы человечество само в развитии ещё не преодолело временную границу, за которой начинают наконец-то осознаваться не сиюминутные, а далёкие последствия от деяний наподобие списывания на экзаменах.
Есть странное ощущение от приведённой таблицы, что на ней запечатлена некая потрясающая зависимость, и что в возрасте примерно 15-16 лет умственная отсталость соответствует коэффициенту интеллекта в 90-100 единиц, а это является почти нормой нормальных людей, то есть в возрасте около 16-17 лет умственное развитие людей полностью останавливается примерно так же, как у обезьян оно останавливается в возрасте 2-3 лет... И что формирователи критериев умственной отсталости умственную отсталость ограничивают возрастом девяти-двенадцати лет всего лишь из-за того, что сами просто интеллектом не вышли из подростковости или, в лучшем случае, юношества, вот и не смогли увидеть соответствующие пределы более поздних возрастов.
Мне, кстати, от разных людей неоднократно влетало, что я интеллектом не поднимаюсь выше тупой школоты, что остановился на уровне развития шестилетнего ребёнка. Ура! Ура!