Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я хочу рассказать вам о двух, наверное, самых известных и необычных памятниках, которые можно увидеть на территории бывшего Лазаревского кладбища. Необычны они, прежде всего тем, что выполнены в совершенно нехарактерной для русской школы мемориальной скульптуры манере, когда усопший изображается в полный рост, но в лежачем положении.
В Европе такие надгробия получившие название Гисанты (от французского gisant – лежачий) известны примерно с 13 века. Как правило, их воздвигали в соборах или церквях над могилами монархов, высокопоставленных представителей знати, их жён или высшего духовенства.
Пожалуй, самым известным в мировой скульптуре образцом такого изваяния считается надгробие кардинала Ришелье работы великого французского скульптора Франсуа Жирардона
Великий кардинал изображён на смертном одре. Он ещё жив, но уже готов к переходу мир иной. Две аллегорические фигуры скорбящих женщин олицетворяют религию и науку. У этой скульптуры, очень непростая судьба, поэтому мы не будем о ней много говорить, а вернемся из Парижа в Санкт – Петербург.
Как я уже говорил надгробия – гисанты почти не встречаются на кладбищах России, но в «Некрополе XVIII века» они есть.
Магир Густав Адольф (1807-1842)
Сведений об этом молодом человеке, прожившим, всего 35 лет практически не сохранилось. Известно, что он был уроженцем Баварии, получившим хорошее образование и проявлявшим незаурядные способности к медицине. В Петербург он прибыл в 1832 году, в возрасте 25 лет. Наверное, Густав Адольф был очень хорошим врачом, потому что имел к этому времени ученую степень доктора медицины и хирургии. В столице Российской империи дела у молодого доктора, шли настолько хорошо, что в 1839 году был принят на службу к герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, который к этому моменту женился на Великой княжне Марии Николаевне Романовой – дочери Императора Николая I.
Магир Густав Адольф становится их семейным доктором но, к сожалению, через три года скончался. Что стало причиной столь раннего ухода в мир иной совсем молодого мужчины неизвестно, и даже городской фольклор не сохранил по этому поводу никаких легенд.
Был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. Над могилой установили надгробие в виде бронзовой фигуры мужчины одетого в сюртук и шинель и возлежащего на постаменте из гранитной глыбы.
Скульптор Ш. Лемольт изобразил покойного совершенно спокойным, и кажется не собирающимся умирать человеком. Он спокоен и даже не спит, а просто прилег отдохнуть и о чем то задумался.
В начале 30-х годов прошлого века скульптура была перенесена в «Некрополь XVIII века». Уточню, что в данном случае речь идет именно о скульптуре, без постамента и перезахоронения останков.
В 2004 году был изготовлен постамент, внешне похожий на оригинальный, и сегодня траурная композиция выглядит вот так
А вот так сегодня выглядит фактическое место захоронения Г. Магира
Возможно это всё-таки лучше, чем если бы могила исчезла совсем, как это произошло например с захоронением герцога Максимилиана Лейхтенбергского, который был погребён в Мальтийской католической часовне на территории Воронцовского дворца.
Ещё один памятник – гисант, который привлекает внимание всех, кто приходит на Лазаревское кладбище получил в народе прозвище «спящий гусар».
В действительности это никакой не гусар, а штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка
Рейссиг Иоганн Христиан, фон (1809-1839)
Согласно легенде, молодой офицер находился в карауле и уснул на посту, но вскоре был разбужен Государем Императором Николаем Павловичем, решившим лично проверить несение службы. Варианты дальнейшего развития событий рознятся. Одни говорят, что штабс-капитан умер на месте от разрыва сердца, другие, что застрелился, не перенеся позора.
Но как бы там ни было, тридцатилетний офицер скончался и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище.
Его отец Корнелий Христианович фон Рейссиг (1781—1860) был человеком весьма достойным и находился на российской службе с 1810 года.
Будучи талантливым астрономом, математиком и конструктором геодезических инструментов, он много лет руководил механической мастерской при Главном штабе в Санкт-Петербурге. Кроме того входил в Мануфактурный совет при департаменте мануфактур, в Технический комитет Технологического института и занимал ещё много важных постов.
Дабы увековечить память сына и отметить место, которое в дальнейшем стало их семейным захоронением он обратился к своему земляку скульптору А. Ю. Штрейхенбергу дабы тот сделал модель памятника, по которой в 1840 году на Александровском литейном заводе выполнили отливку из чугуна.
Работа была проделана мастерски и ровно сто лет скульптура была одной из главных достопримечательностей Волковского лютеранского кладбища. За эти годы рядом с незадачливым капитаном были похоронены старший брат, родители и другие родственники. В 1941 году перед самой Великой Отечественной войной памятник был перенесен в «Некрополь XVIII века» где его можно увидеть и сегодня. Ну а все представители семейства фон Рейссиг остались лежать там на Волковском.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.