Во исполнение постановления СНК СССР от 23 марта 1932- года, «О постройке домов для специалистов», целью которого объявлялось «улучшение жилищного положения специалистов и ученых, инженеров и техников, беспартийных и партийных, работающих в различных предприятиях, учебных заведениях и учреждениях Союза ССР», в1930-е Самаре началось строительство ведомственного жилья.
Первой ласточкой был возведенный по проекту Александра Полева конструктивистский Дом Специалистов на месте бывшего Троицкого собора, завершенный к 1936-му и ставший самым большим жилым зданием города.
Год спустя место под следующий «дом для специалистов» выделили строительно-монтажному тресту «Востокнефть» Наркомата нефтяной промышленности, созданному в связи с началом в области промышленной нефтедобычи. Разработку проекта нового масштабного комплекса вновь поручили А.И. Полеву.
Окраинный участок Воскресенской площади – на пересечении нынешних улиц Ярмарочной и Садовой – так же не был пустопорожним: здесь стояло принадлежавший купцу Дмитрию Новокрещенову добротное двухэтажное здание, оцененное в 1900-м году налоговыми ведомостями в 5 тысяч рублей.
Проживали ли в нем Новокрещеновы, неизвестно, а в 1930-е национализированный особнячок стал Домом Колхозника. Бывшему дому Новокрещеновых повезло больше, чем снесенной Троицкой церкви – архитектор просто включил существующий объем в структуру нового здания.
Хотя «Дом специалистов» и Дом нефтяников созданы одним архитектором и имеют всего три года разницы в возрасте, между ними пролег стилистический водораздел эпох. Личные предпочтения автора никакой роли не играли – конструктивистский Дом специалистов являлся образцом декларируемой на рубеже 1930-х «пролетарской аскетичности», функциональности и простоты. Дом нефтяников, в свою очередь отражал запущенную в середине десятилетия архитектурную реформу и разворот официальной эстетики в сторону неоклассики
Размерами дом нефтяников, протянувшийся на целый квартал по ул. Ярмарочной, конструктивистскому предшественнику не уступал. Симметричная композиция главного фасада была уравновешенной, пластику протяженного объема обогащали выступы-ризалиты в центре и на углу с ул. Садовой.
Пятиэтажный объем центрального ризалита возвышался над четырехэтажным основным объемом и добавлял фасаду рельефности шестиколонным портиком. По замыслу автора, над колоннами предполагалась установка скульптур.
Отделенные профилированным поясом первый этаж и цоколь, в классических традициях рустованы, причем руст стен первого этажа оштукатурен «под шубу», а руст цоколя – гладкий. Фланкированы рустом и углы центрального ризалита.
Прямоугольные окна нижних этажей декора не имеют, в верхнем – украшены узким подоконным пояском и прямоугольными рамочными филенками под ним. Плоскость стен четвертого этажа, от уровня подоконных карнизов расчлененная висячими пилястрами, напоминает лоджии венецианских палаццо, аналогично решен и пятый этаж центральной части.
В боковых частях парапетные столбики на кровле по осям пилястр, соединенные ажурным металлическим ограждением, образуют балюстраду, рисунок кровельных ограждений повторен в решетках симметрично «разбросанных» по фасаду балконов разных размеров. Так же симметрично относительно центра расположены две прямоугольные проездные арки в боковых частях здания.
Скошенную угловую часть венчает прямоугольная аттиковая стенка с датой окончания строительства. Считается, что именно жилой комплекс «Востокнефти» предвосхитил будущий торжественный ансамбль Самарской площади.
Помимо специалистов нефтяников, в годы ВОВ жили летчики-испытатели, служившие на Куйбышевском авиационном заводе. В 2020-м – год 75-летия Победы – в память о них открыли мемориальную доску. Дом остается жилым и престижным по сей день, хотя его изысканно-сдержанный облик искажен балконными «нахлобучками».
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете