Найти в Дзене
Четыре лапы, влажный нос

Альпинистка-комсомолка - и слетела "корона" с моей головы (часть 6)

Начало ЗДЕСЬ, часть 5 ЗДЕСЬ В лагерь я катилась одна. Чинно ехала участником по путёвке обыкновенной. Никаким не поваром, которого с нетерпением ждали, а вовсе безликой девицей. А девиц в альпинизме не любят. Пока новички, пусть развлекаются, воздухом дышат, разнообразие в мужскую среду вносят. Но чем дальше, тем больше идут серьёзные горы, где отнюдь не до веселья. Кому понравится, когда на другом конце верёвки не надёжный партнёр, а дева с женской логикой? Не говоря о силе, чтобы удержать. И разных весовых категориях. Но я катилась одна в незнакомый и довольно трудный лагерь. Почему вдруг? Потому что руководство секции решило - хватит балдеть. И по другим горам полезно походить, а не всё в одном привычном углу. Обычно старались поехать связкой (вдвоём) или даже целым отделением. Чем больше, тем лучше. Почему я вдруг оказалась одна, сейчас и не помню. Возможно, что путёвку именно в этот лагерь выделили одну, остальные в другие. Нет, не помню. Но в гордом одиночестве и приехала. Д
Оглавление

Начало ЗДЕСЬ, часть 5 ЗДЕСЬ

В лагерь я катилась одна. Чинно ехала участником по путёвке обыкновенной. Никаким не поваром, которого с нетерпением ждали, а вовсе безликой девицей.

А девиц в альпинизме не любят. Пока новички, пусть развлекаются, воздухом дышат, разнообразие в мужскую среду вносят. Но чем дальше, тем больше идут серьёзные горы, где отнюдь не до веселья. Кому понравится, когда на другом конце верёвки не надёжный партнёр, а дева с женской логикой? Не говоря о силе, чтобы удержать. И разных весовых категориях.

Но я катилась одна в незнакомый и довольно трудный лагерь. Почему вдруг? Потому что руководство секции решило - хватит балдеть. И по другим горам полезно походить, а не всё в одном привычном углу.

Обычно старались поехать связкой (вдвоём) или даже целым отделением. Чем больше, тем лучше. Почему я вдруг оказалась одна, сейчас и не помню. Возможно, что путёвку именно в этот лагерь выделили одну, остальные в другие. Нет, не помню.

Но в гордом одиночестве и приехала. Добавили меня в сборное отделение, где тоже друг друга впервые увидели. С разницей, что все были мужского пола. Отделение разрядников состоит из пяти участников, плюс инструктор. Каждый парень возвышался надо мной почти на голову, вес вполне размерам соответствовал. Тощая девица ни с какой стороны взор не радовала.

Когда своя, проверенная, совсем другое дело. Чужая не нужна.

Сначала шли занятия. На скалах я очень даже хорошо выглядела, и буквально любовью воспылали ребята, когда отрабатывали спасательные работы. Потому что кого удобней таскать в роли пострадавшего? Разумеется, тощую девицу.

Зато на снежных занятиях девица оплошала. Инструктор с недоумением спрашивал - снега не видела, что ли? На лыжах с детства не каталась? Нет! Не каталась! И на коньках не умела. Снег у нас выпадал, затем таял, превращаясь в кашу. Не было практики, чтобы в школе на физкультуре ходили на лыжах. И лыжи в глаза по сути не видели. Умельцы ездили в Карпаты.

Но блеснула я другими способностями - добывать пищу насущную. Сама ходила вечно голодная, в столовой хлебом набивала карманы шортов, чтобы до следующей кормёжки дотянуть. Ребята постоянно смеялись: "Куда в тебя лезет?" - не знаю. Лезло.

Вдруг однажды хлеба не хватило. Заглянула я к девочкам на кухню, а там переполох. Застопорилась машина для чистки картошки, бегали вокруг, не знали, что делать. Я на такой древней отработала, что по винтикам разобрать могла. Здесь стояла более современная, что уже легче.

И хиханьки-хаханьки, наладила им агрегат. Не совсем сама, ребят из отделения привлекла в качестве грубой силы.

Возрадовались девочки, сказали, что порцию дополнительную выдадут. Каждый получил второй обед, суп и кашу с котлетой. Весьма удивились, что я тоже тарелки цапнула, за стол пристроилась. Куда в тощее тельце столько? Туда. В тощее тельце.

И жизнь пошла малиновая

Утром и вечером нет, зато после обеда оставались, выдавали нам вторую порцию. Поначалу ребята мои тарелки к себе двигали. Нормальное мужское решение. Для чего девице по два обеда каждый день? Элементарно в желудок не поместится.

И вовсе даже отлично помещалось. Куда, не знаю. Однажды ребята глаза таращили, решили приколоться:

- Слушай, сколько в тебя влезает? Точно яма желудка. А третью порцию хочешь?

- Хочу.

- Смеёшься, что ли?

- Да нет, съем и третью.

- Ну, даёшь! Тогда на спор!

- Пожалуйста.

И выдали мне третью порцию - борщ и гречневую кашу с котлетой. И хлебом. От себя оторвали, хихикали, в рот заглядывали. Не посрамила честь девица! Вообще говоря, куда влезло, сейчас не представляю. Три(!) полных обеда. И даже больше, потому что кашу для дополнительных порций девочки не жалели. Единственное, что пару последних ложек уже не столь весело в яму желудка проваливались, но вполне нормально.

С тех пор на мои порции никто не покушался. Признали равным едоком. А картофельную машину ещё несколько раз чинили.

Наконец, вышли в горы. Первое, что произошло - я безбожно плелась последней. Где мужики, которые на голову выше, делали один шаг, я семенила два. Поэтому несчастную подкармливали.

Обычно на восхождение брали перекус - печенье, шоколад, вафли. Всем поровну. Мне пайки не хватало. И ребята отдавали своё, лишь бы не отставала. Всё равно мало. Я бы ещё раз в 10 больше слопала. "Яма желудка" казалась бездонной.

При этом хозяйка "ямы" отличалась борзостью. Потому что с детства лучше всех во дворе (кроме Кольки) лазила по деревьям, заборам и крышам. Гоняла в футбол и хоккей. Занималась лёгкой атлетикой и велоспортом. А главное - два сезона королевишной провела в лагере. Море точно плескалось по колено.

Ещё в новичках учили держать рот закрытым, выполнять распоряжения инструктора беспрекословно. Сказал инструктор прижаться к скале - значит, жмись. Если некуда больше, сделай вид, а не огрызайся. На месте потопчись.

Умом я, конечно, понимала. Кто такая перечить инструктору, который царь и бог в горах? Но время от времени где-то вякала, когда делали замечания. Чёрт за язык дёргал.

Кому это понравится? Мало того, что девица - уже почти не человек, ещё и язык без костей.

Вот яркий пример: дошли до скалистой вершины, чуть спустились, отдыхали. Моему партнёру по связке приспичило в туалет. Немного зайти за камушки, значит. Но на верёвке и со страховкой, разумеется. Верёвку перекинули через валун, я вцепилась, держала, выдавала понемногу.

Всё бы хорошо, но голыми руками, брезентовые рукавицы не надела. Инструктор и рявкнул. Нормальный альпинист что делает? Бегом исполняет. Девица с языком огрызнулась. Объяснила, что нас в секции специально учили держать без рукавиц.

Потому что учили! Удержу, пусть не сомневается! И кстати, тоже с детства умела и умею молча терпеть боль. Руки бы ободрала, но держала.

Спрашивается, инструктору нужны были эксперименты? Положено в рукавицах - значит, в рукавицах. Я бы прибила наглую девицу, честное слово. Списала бегом от греха подальше. Инструктор галочку в голове поставил.

Вышли на последнюю гору

Если прежние были ближе к лагерю, то здесь один подход к ночёвкам занимал часов шесть. Если не больше. Груз тащили приличный: палатки, верёвки, железо (крючья, кошки, молотки, карабины), личное снаряжение, каски, свои вещи, плюс примус и продукты.

Тропа шла всё время с подъёмом - вверх, вверх и вверх. Я дошла вполне прилично. Чуть не вымерла по дороге.

Ребята поставили палатки, разожгли примус - давай, девица красная, трудись. А мужчины отдыхать будут. Потому что коли взяли дамочку на восхождение, готовить - её прямое дело. Традиция такая. Устала? Сиди дома.

Здесь я не огрызалась, молча варганила ужин, завтрак и обед, посуду в ледяном ручье драила. Традиция! Потому что мужчины тащат больше груза, да и польза от дамочки на маршруте весьма сомнительна. Случись что, кто поможет? Мужчины! Которые сейчас отдыхают.

На восхождение встали под утро. И на завтрак варила я манную кашу с изюмом, пока ребята в спальниках нежились.

Дальше пошли через ледник, покрытый солидным слоем снега. Первый пробивал путь, проваливаясь по колено сквозь жёсткий наст. Остальные шли по следам.

Вот так приблизительно.

Бесплатное изображение pixnio.com
Бесплатное изображение pixnio.com

И настала моя очередь идти впереди. Пошла. Удивилась, потому что наст держал отлично. Для чего бить ботинками, проваливаться, барахтаться, выдирая ноги? Мужикам по колено снег, а мне и вовсе кошмар. И шла по насту, аки посуху, буквально походкой от бедра. Красота!

Пока не услышала вопли позади. Обернулась - а там отделение в снегу буксовало. Чего это с ними? А вес у них!

И не разрешили мне идти сторонкой самостоятельно, загнали последней снег пропахивать. Не положено потому что на леднике отрываться от группы, исключительно колонной и след в след. И месила я снег из последних сил, горестно поглядывая на прекрасный наст. Эх, летела бы по нему, забот не знала. Не положено.

И дошли до горы, которая поначалу тоже начиналась со снега. Вверх и вверх вдоль скальной стены. Ребята впереди били ступени. На свой рост, естественно, поэтому я позади ещё ступенечку посередине колотила. Задрать ногу чуть ли не до пояса, затем вытянуть на ней вес тела со снаряжением - нет, никак не выходило. И дополнительно создавала опору.

Инструктор посмотрел на картину, пригорюнился. А здесь вдруг погода резко испортилась, ветрюга подул, на горы плотно сели облака. Повернули мы назад к ночёвкам.

Как меня пытались "уволить" из альпинизма

И на гору больше не взяли На следующий день ребята ушли одни. Да и правильно, зачем с девицей время терять? А время в палатке тянулось медленно до невозможности, когда вокруг никого нет. Снег и горы, горы и снег. Посередине я. Белое безмолвие, последний человек на Земле.

Подремала, на солнышке погрелась, обожгла лицо заново, хотя всегда у всех обгорали на стадии снежных занятий. Посуду после завтрака помыла, обед приготовила, больше делать нечего.

Наконец, вернулось отделение. Поели, стали собираться в лагерь. Груз распределили каждому, взвалили рюкзаки, пошли.

Дорога вниз, но почему-то я бессовестно плелась позади, всё время отставала. Инструктор устал закатывать глаза, поджидая немощную девицу. Странно. Наверх шла гораздо лучше. Тащилась, что делать.

По пути встретили стайку туристов. Освободили нам тропу, рассматривали, словно зверей в зоопарке. Я замыкала шествие, глядя исключительно под ноги. Вдруг услышала:

- Ой, смотрите, какой маленький! Бедный!

Это где маленький? Ах да, это я. С короткой стрижкой, в клетчатой рубашке, шортах и с гигантским рюкзаком на горбу. Принять за девушку весьма трудно.

Перед самым лагерем устроили очередной привал. Затем один из ребят решил помочь мне надеть рюкзак. Поднял и застыл. Опустил, взял другой рюкзак, третий, оглядел компанию и вдруг рявкнул:

- Кто распределял груз? Ну-ка взвесьте рюкзаки!

Оказалось, что мой был самый тяжёлый.

А причина простая - таким образом избавлялись от неугодных слабаков. Типа плохая физическая подготовка. Инструктор мне подкинул побольше или кого-то из ребят подговорил, не знаю. Винить трудно, потому что девица в альпинизме на серьёзных горах представляет опасность. Никому не хочется жизнью рисковать, разумеется. Когда своя девица, испытанная и семижильная - другое дело.

Не подними парень случайно мой рюкзак, отлично бы прокатило. На разборе после возвращения все подтвердили бы - да, слабая физическая подготовка, факт налицо. Списать девицу! Закрепив отрицательной характеристикой в книжке альпиниста.

Но теперь не вышло. Слегка поставили на вид, чтобы обратила внимание.

Почему в прежнем лагере проблемы не существовало? Во-первых, в связке я ходила с Валерой небольшого роста и похожей комплекции. Когда с другими - тоже не гигантами. Будучи поваром, набегалась по округе столько, что чуть ли не каждый камешек знала, по физической подготовке опережала других девушек-участниц. И даже некоторых парней. Плюс акклиматизация, которую не сравнить - всё лето или срок по путёвке. Ну и возомнила, естественно. Море по колено.

До сих пор помню фразу, которую буркнул парень товарищу, когда меня добавили в чужое отделение:

- Тебе хорошо! Нормальная связка (это я), а мне вот с этой убиваться! - и ткнул в свою партнёршу.

В общем, претензий ко мне ни у кого не возникало, даже вовсе наоборот. К другому лагерю отнестись бы посерьёзней, но поехала кум королю. Тем более, что лагерь трудный, с длинными подходами. Ещё и добавили в отделение со здоровыми парнями в 70-80 кг весом против моих 45-и. Здесь бы борзость и унять, овечкой прикинуться. Нет, из меня гонор лез! Получила по заслугам.

К счастью, благодаря случайности с рюкзаком, характеристику в книжке написали вполне приличную. Насовсем из альпинизма не выгнали.

Но шок был. Такая вся крутая-раскрутая, восходящая звёздочка отечественного альпинизма, вдруг бац - ниже плинтуса. И не ребята плохие попались, просто такова реальность.

Яндекс картинки, фото с сайта ullutau.ru
Яндекс картинки, фото с сайта ullutau.ru

И тоже к счастью, после лагеря поехала на Эльбрус, где проходила "Спартакиада народов Кабардино-Балкарской ССР". Восхождение на Эльбрус. Наши прибывали командой из города, зато я на перекладных добиралась. Где пешочком, где автобусом с пересадками.

На Эльбрусе поруганный имидж поправила, корона вновь воссияла на грешной голове. Потому что все приехали с равнин, из домов и квартир, а я - после лагеря. Уже с хорошей акклиматизацией. Разница огромная.

Домой прикатила почти в прежнем статусе. Выводы вроде сделала. Кстати, зимой после тренировок в зале, обычно девочек отправляли восвояси, мужики оставались гонять в футбол. И я с ними, поскольку с детства играла вполне прилично. И вовсе не вполне прилично, а лучше всех девчонок во дворе и даже некоторых мальчишек. В хоккей тоже.

Поэтому и привыкла быть звездой.

А на следующий год предстояла поездка в самый трудный лагерь на Кавказе - "Безенги".

Продолжение ЗДЕСЬ.

А это воспоминания и приключения моей подписчицы - очень интересные.