Найти в Дзене
Нагайна

Не в коня корм

Фото моё, Кисловодск-2011. Горизонт не завален - ноги лошадки почти ровно! Просто это склон, и деревья под углом, а ещё мелкая морось с эффектом тумана)
Фото моё, Кисловодск-2011. Горизонт не завален - ноги лошадки почти ровно! Просто это склон, и деревья под углом, а ещё мелкая морось с эффектом тумана)

Эта статья - ответ Лидии "Четыре лапы, влажный нос". Для формата поста, или комментария - эмоций слишком много, пишу статью. В пояс кланяюсь остальным подписчикам, но есть у меня такое свойство - не умею коротко комментировать, если что-то зацепило))) Исходная статья.

А хочу написать про разные страхи.

Я с детства боялась, ну просто панически, четырёх вещей: высоты, глубины, змей и электричества. Вот в горы, как Лидия, я бы точно не полезла - слишком хорошо знала, со слов знающих, ЧТО может там случиться, росла в Чечено-Ингушетии, и была знакома с чабанами, которые в горах, казалось бы, просто баранов пасли, а на самом деле выживали. Вместе со своими баранами и собаками. И когда меня физкультуричка, елейными речами, манила в туристический кружок (да, и сплав подразумевался по горным рекам, и скалолазание, и походы в горы, в том числе и на Кезеной-Ам, это красивейшее горное озеро) я растопыривалась, как Жихарка у печки. Мне было страшно.

Это Кезеной-Ам сейчас, становится популярным туристическим местом, а тогда там были только чабаны с баранами и красота. Ну, и пара аулов без дорог поблизости.
Это Кезеной-Ам сейчас, становится популярным туристическим местом, а тогда там были только чабаны с баранами и красота. Ну, и пара аулов без дорог поблизости.

А почему физкультурница такой интерес к моей персоне имела? Просто я занималась в ДЮСТШ ДОСААФ (детско-юношеско-спортивно-технической школе ДОСААФ) радиоспортом. Не тем радиоспортом, , где с Омерикой связь в коротковолновом режиме устанавливают, сидя на мягком стуле, это коротковолновики, а, натурально, диверсионной деятельностью - "охотой на лис". Этот спорт подразумевал, в первую очередь, беготню по лесам-полям, и горам в том числе. И не на двести метров - десять кило отмахать за тренировку было не чудо. То есть, ориентирование на местности нам гвоздями в башку заколачивали, азимуты с закрытыми глазами брали), компас с картой прирастали к рукам, и в поиске решений, даже в безвыходных ситуациях, тоже учили действовать на рефлексах. И всякого барахла с собой таскали, почти как спецназовцы, только без оружия (пеленгатор с запасными батареями, компас, карта, планшет, ручка, карандаш, тетрадка, вода, сухарь, отвёртка, ножичек, спички, кулёчек с гаечками-болтиками-винтиками, фальшфейер или дымовуха, фонарик, свисток, на случай, если заблудишься). Ещё мы умели работать разными телеграфическими ключами (простым и автоматом), принимать и отправлять морзянку на скорость. Хотя - почему умели, до сих пор умею. Спортивная радиопеленгация - основное занятие, когда, в идеале, "лису" засекаешь с двух пеленгов и точно выходишь на передатчик-"лису". И учитываешь рельеф и особенности местности. В общем, нужно найти всех "лис" (три или четыре, в зависимости от возраста) максимально быстро, отметиться, и вернуться, желательно, в том же состоянии, в каком убегаешь в лес. А ещё было плавание, метание гранаты (в цель), стрельба, в общем, моя общефизическая подготовка была не просто на уровне, а изрядно выделялась на фоне даже одноклассников - городских мальчиков. Про девочек вообще молчу. Конечно, если бы Галина Ивановна тогда заманила меня в свою туристическую секту, ей был бы жирный плюсик в карму, готовый выживальщик в походе, это не хухры-мухры.

Вот с такой фигнёй бегали по лесу))) Это пеленгатор "Лес-3,5", весит, примерно, полкило. И антенна метр с лишним. Случайно нашла это фото в сети, может, меня глючит, но, по-моему это наши тренера, Игорь Николаевич с Ириной Александровной, а девочка справа очень похожа на Наташу. Но это не точно, детская память штука своеобразная.
Вот с такой фигнёй бегали по лесу))) Это пеленгатор "Лес-3,5", весит, примерно, полкило. И антенна метр с лишним. Случайно нашла это фото в сети, может, меня глючит, но, по-моему это наши тренера, Игорь Николаевич с Ириной Александровной, а девочка справа очень похожа на Наташу. Но это не точно, детская память штука своеобразная.

А я боялась. Одно дело, когда идёшь в поход с группой примерно одного уровня подготовки, а другое дело, если в экстренной ситуации придётся не вытаскивать из горной речки уплывающую еду, а приводить в норму визжащих девочек и дрожащих мальчиков. А случится может всякое. Это нам, "матёрым" досаафовцам, были чуть ли не под кожу вшиты правила поведения в лесу, в том числе и если ты остаёшься в одиночестве в незнакомой местности (а мы и бегали поодиночке), даже имея компас и карту (компас можно разбить, карту потерять, да и с этими причиндалами легко заблудишься), мы знали, как развести костёр одной спичкой, построить шалаш, обозначить своё местоположение, различить съедобное-ядовитое, и как себя вести при встрече с диким зверьём. А встречи эти были. Разок, на тренировке, продираясь через высокую траву, высотой примерно по плечи, я наступила на корягу. И что-то шлёпнулось мне на ноги с этой коряги. Даже не буду описывать, что испытала, когда увидела, как с моих ног сползает огромная чёрная змеища, как мне показалось, чуть не удав. Сработало то, что перед каждой тренировкой проговаривалось - замри. Уйдёт опасность - беги. И я побежала. Вероятно, это был рекорд в беге на четыреста метров с препятствиями (финиш был совсем рядом, я уже чуяла дым костра и слышала стук топора), но зафиксировать было некому - я добежала и упала, не в силах даже слово сказать. Ужас сковал потом, а первые мысли были - не растеряла ли я в этой дикой скачке, сквозь высокую траву, свою амуницию? Другой раз выбежала на большую поляну, а там в центре вековой дуб. И под этим дубом дикая свинья с поросятами обедать изволит. Пока я стояла истуканом, как учили, успела посчитать поросят - восемнадцать! Четыре подсвинка, остальные мелкие, полосатенькие, красивые, плюс кабаниха. И, раз семейство спокойно кушает, значит, папаша-кабан где то рядом блюдит. А то и не один, а с каким-нибудь братом-сватом, ясен пень, с таким же кабаном. Огромным, вонючим и клыкастым. В этой ситуации главное - не показать себя угрозой. Вот я и пятилась обратно, в лес, по полшага, аккуратно пеленгатор за спину спрятав. Свинья меня заметила, что-то хрюкнула (или рыкнула?) своим, и вся свинская толпа, как будто издеваясь, вразвалочку, потихоньку ушли в лес. Хвала небесам, что их папенька не изволил показать себя во всей красе, хотя, наверняка слышал, как я ломилась на эту поляну. Про копытных, всяких косуль-оленей, даже сказать нечего, там и замирать не надо, они собственной тени боятся, больше испугаешься, когда они толпой мимо тебя скачут, не разбирая дороги.

Конкретно повеселил и напугал инструктаж перед первенством Союза в Сысерти (Свердловская область). Там было особо отмечено наличие медведей, и нам строго-настрого запретили приближаться к малинникам, особенно, если видишь, что там кто-то есть. Это может быть и житель соседней деревни, а может и медведь, предполагать нужно именно медведя. А если этот кто-то тебя заметил, и двинулся в твою сторону, то нужно максимально его напугать - заорать, снять куртку, и размахивать над головой, подобрать палку и стучать ею по дереву, но - не бежать и не лезть на дерево. Слава Богу, эти рекомендации не пригодились, но я представляю, как был бы удивлён местный дядя Вася, собирающий дикую малину, если бы к нему из леса выбежал подросток, вопящий и трясущий палкой.

Сейчас думаю - нынче просто расстреляли бы (виртуально, в соцсетях) и наших тренеров, и родителей, как так, не просто ребятёнка лет 12-13 даже в школу без сопровождения отпустить, а вообще в лес, где кабаны-медведи бродят, а всяких зайцев и косуль даже за зверей не считают? А вот так, были и туристические кружки, и альпинистские, и вот такие экзотические виды спорта, типа спортивного ориентирования и охоты на лис. И никто не ломал голову - как может ребёнок пить воду из ручья, а не трижды очищенную, и какать в кустах без трёхслойной туалетной бумажки с ароматом персика. Знаю, что у наших взрослых нервов было потрачено запредельно много, из-за наших увлечений, но, возможно, именно поэтому и существуют нынешние зацеперы, которые на крышах электричек массово калечатся, и всякие шоп-лифтеры, прости Господи, страшный сон любого продавца, им именно вот этого туризма, альпинизма, спортивного ориентирования, прыжков с парашютом и не хватает. Или самостоятельного похода в бассейн через плохо освещённый сквер с заросшими кустами. Только тогда всё-таки тренера и педагоги не были так запуганы судами-правозащитниками и опеками, а сейчас, если ребёнок на тренировке шишку набил, то вой стоит на весь мир.

Но физкультурница Галина Ивановна так просто от меня не отстала, подключила тяжелую артиллерию в виде всяких завучей и пионервожатых, и пришлось мне отстаивать честь школы везде, где требовался бег на длинные дистанции, ну и разные туристические районные/городские/республиканские шабаши тоже мимо меня не проходили. Первый раз я сломала палец, прыгая на маятнике через ручей. Подгоняя отставших, отстала сама, и в спешке неправильно ухватилась, заметила перелом только на следующий день, когда палец превратился в нечто непотребное, до этого адреналин в крови кипел, и не давал почувствовать боль.

А насчёт еды - при моём росте/весе (172/50), я не ела - я жрала, как крокодил. Всё и везде. Серый хлеб в автобусе? Дайте два, если с солью то ваще круто. О, макуха! Дай сюда. Кто не в курсе - макуха, это жмых, который остаётся от подсолнечных семечек после выжимки масла. Напоминает халву, только не сладкую и только напоминает. На тренировках в лесу было железное правило - на общий стол вытаскивают все всё съедобное. Поначалу надо мной шутили, что я как будто в Воркуту на поезде собралась, а не на один день в лес, отдельная сумка с едой у меня всегда была битком. Но и съесть я могла целую курицу. Возможно, и живую загрызла бы, с перьями, костями, какашками и камешками в зобу, не пробовала, не предоставилось такой возможности. Может, потому, что энергозатраты были изрядные, может, экстерьер такой, кто ж его знает. А может, как у Стругацких, "человек, желудочно не удовлетворённый". Рыбьи головы тоже ела - варёные. Кстати, очень вкусно, особенно, если осетрячьи))) И когда одноклассницы мечтали похудеть (уплетая очередную мороженку), я пыталась потолстеть. А перестать бегать или плавать не пыталась, пока не уселась на сидячую работу. Кстати, лет до сорока предпринимала попытки нарастить жир, ну как попытки - лопала всё подряд и без ограничений. Потом начала спина возмущаться, и пришлось перейти на питание, приличествующее возрасту. Моя всеядность очень помогла в колхозе, когда нас, студентов, гоняли помидоры собирать. Все вокруг ныли, что в столовой кормят хреновато, а мне было по фигу, был бы хлеб в кармане и коробок с солью, а помидоры - вот, под ногами, ешь, хоть лопни. Об пыльные штаны протрёшь помидорчик, солнцем согретый - ммм, вкусно! А вокруг морщатся, он же не мытый! Вот и ходите с урчащими животами, а я самые красивые помидоры не в ведро положу, а в желудок, как котёнок Гав, который котлету прятал.

Ну и к чему это всё? Я просто поняла, что главный страх - это страх за других. Если в руках начинает искрить утюг, его можно просто отбросить. Боишься глубины - нужно знать, как держаться на воде, а если плаваешь, то и вовсе туда не заплывать. Темнота теперь вообще не страшна, всегда собаки рядом. А в змеятники вообще стараюсь не ходить. А страх за родных и за хвостиков - никогда не поборешь, да и не нужно.

Спасибо, что дочитали! Всего вам вкусного, и побольше!)))