Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Гибель эскадры" Новороссийск. 1918 год. Сколько их было: 10, 12 16 или 17?

На самом деле все эти цифры встречаются в литературе, потому, давайте просто посчитаем и немного пройдемся по их судьбам и обстоятельствам их гибели.

К утру 18 июня своей командой был затоплен только один эсминец: ""Громкий".

После того, как было принято решение о затоплении флота, дисциплина резко упала, экипажи начали массово оставлять свои корабли, в связи с чем начались трудности с выполнением и без того непростой задачи.

Как пишет В.А.Кукель: "Остаются в гавани, не исполнив приказания командующего флотом, миноносцы «Керчь», «Гаджибей», «Фидониси», «Калиакрия», «Пронзительный», «Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», «Сметливый» и «Стремительный»" Линкор "Свободная Россия" остается в основном, потому, что с него разбежался почти весь экипаж (дисциплина на больших кораблях, вообще, весьма... интересное понятие).

Итого получается десять кораблей. Откуда цифра 16? Не учтены транспорта ЧФ.

Вместе с боевыми кораблями на дно ушли: танкер "Эльбрус", транспорта № 26, 43, 101, 110, и британский пароход "Trevirian". С транспортами вообще интересная песнь, они в основном, "иностранцы" (но о них чуть позже).

Начнем с "новиков" 3-го "Ушаковского" дивизиона («Керчь», «Калиакрия», «Гаджибей» и «Фидониси»).

Полный экипаж был только на "Керчи" (командир В.А.Кукель).

Эсминец "Фидониси" старший лейтенант Миткевич полностью распустил команду, и сошел на берег сам. Офицеры миноносца, захватив катер, ушли в Керчь.

-2

На "Гаджибее" лейтенант Алексеев тоже распустил команду. На борту оставалась лишь группа из 30 человек.

На "Калиакрии" тоже был некомплект, но немного меньший.

На других "новиках" ситуация была похожей. На "Пронзительном" сбежал командир л-т Бессмертный, на "Сметливом" старший лейтенант Панфилов сохранил большую часть экипажа, на "Стремительном" еще оставалась часть команды.

В.А.Кукель в своих заметках пишет: "Около 12 часов ночи ко мне пришел командир эсминца «Лейтенант Шестаков» мичман Анненский («Лейтенант Шестаков» стоял у пристани ошвартовавшись к эсминцу «Капитан Баранов») и сообщил мне, что с «Капитана Баранова» почти вся команда сбежала, что у него тоже начинается дезертирство и просит указания что предпринимать. Я предложил ему сейчас же собрать с «Капитана Баранов» кого удастся на «Лейтенанта Шестакова», поднять сейчас же пары (мины же у него уже были) взять «Лейтенанта Баранова» на буксир и отойти на середину гавани, где стать на якорь, прекратив сообщения с берегом. Около 1 часа ночи «Лейтенант Шестаков», имея на буксире «Капитана Баранова» отошел от пристани и стал на якорь в гавани, имея 35 человек сборной команды".

Капитан первого ранга Терентьев, командовавший «Свободной Россией», отказался руководить затоплением своего судна и покинул его. Тогда мичман Раскольников сумел набрать команду для парохода, взявшего линкор на буксир.

Дальше все известно. и принято писать: "В четыре часа дня на виду у многочисленных зевак в порту все суда, предназначенные для затопления, были выведены на внешний рейд и подняли сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!». «Керчь» потопила торпедой «Фидониси», после чего в течение чуть более получаса все остальные суда были потоплены открытием кингстонов и подрывом основных механизмов".

Выполнив задание, эсминец «Керчь» ушёл в Туапсе, где 19 июня был затоплен экипажем у Кадошского маяка в трёх милях от входа в Туапсинский порт на глубине 27 метров. Корабль затонул кверху дном.

Повторяться не хочется, поэтому, давайте остановимся подробнее на транспортах. Потому, как о них пишут реже.

"Эльбрус" В этой истории идет небольшая путаница, этот танкер путают с сухогрузом "Эльборус" (немецкой постройки). В реальности, он "англичанин", и на тот момент он был достаточно новым пароходом.

Первоначальное название судна «Elbrus». Судно было спущено на воду в 1914 году на верфи «Tyne Iron Shipbuilding Co Ltd» в английском порту Ньюкасл. Полная вместимость 4629 брт. Размерения 114.30 х 15.6 х 8.35 м. ГЭУ дизельная, 2200 эфф.л.с. Скорость 11.5 узла. Бельгийский танкер «Эльбрус» (Elbrus), был получен от Бельгии, осенью 1914 года мобилизован и вошёл в состав Черноморского флота. При затоплении корабль лег на дно на глубине всего в 20 метров, и естественно, потом, после Гражданской войны его попытались поднять. Впрочем, первыми его попытались поднять англичане в 1919 году, но неудачно.

-3
-4

В 1925 году судно было поднято ЭПРОН, отбуксировано в Николаев и после ремонта эксплуатировалось на Черном море. Танкер носил названия «Сураханнефть» (с 1930), «Сураханы» (с 1934), «Валериан Куйбышев» (с 1935). Да, это тот самый "Валериан Куйбышев". 27 июля 1941 года судно было мобилизована и зачислено в списки Черноморского флота в качестве вспомогательного судна.
2 апреля 1942 года «Валериан Куйбышев» (капитан В. Г. Собко) с грузом 2500 тонн автобензина, 1000 тонн керосина, 250 тонн лигроина и 120 тонн смазочного масла в охранении эсминца «Незаможник» и двух сторожевых катеров и под прикрытием 2-х истребителей МиГ-3 следовал из Новороссийска в Камыш-Бурун. Скорость каравана была 10 узлов.
Вечером того же дня пятерка немецких самолетов He-111 атаковала отряд в районе банки «Мария Магдалина». Корабли охранения не смогли отразить налёт. Одна торпеда попала в район кормового танка. Горящая масса бензина и керосина разлилась по палубе, ударная волна разрушила мостик и часть надстроек.
Капитан Собко попытался организовать тушение пожара, но магистраль водопровода была выведена из строя. Был отдан приказ покинуть судно с носовой оконечности. С поверхности моря сторожевыми катерами было поднято 32 из 56 находившихся на танкере людей.

Танкер по сию пору лежит на дне (есть фото).

Транспорт № 26 (бывший итальянский пароход «Generoso»); вошёл в состав ЧФ 12.09.1917 года (7-й отряд транспортов ЧФ) по итальянцу данных совсем мало. Война застигла его на Черном море, и его передали России в качестве транспорта (вместе с экипажем). Вроде бы как итальянцы его и топили (но это не точно). Пишут, что корабль поднят ЭПРОН и разделан на металл в 1934 году.

Транспорт № 43 Это тоже иностранец, французский пароход "L'Oxus" принадлежавший небезызвестной компании Messageries Maritimes. Экипаж на нем все время был французский. 12.03.1915 получен от правительства Франции зачислен в состав Черноморского флота. Из-за ошибки при маневрировании 24.08.1916 года у Трапезунда разрезал надвое Транспорт № 28 (пароход РОПиТ Император Александр II), погибли 160 человек. Его экипаж участвовал в революционном движении (топили его тоже сами французы)

-5
-6

Поднят со дна моря только в 1965 году и разрезан на металл.

Транспорт № 101 (бывший английский пароход «Friederike», 1-й отряд транспортов) Стальной грузовой пароход "Friederike".

Водоизмещение: 5000 т.
Размерения: длина - 106,68 м, ширина - 15,09 м, осадка - 7,1 м.
Скорость полного хода: - 10 узлов.
Силовая установка: котломашинная
Экипаж: 26 чел.

Построен судостроительной компании Tyne Iron Shipbuilding Company. Регистрационный №119802. С сентября 1905 в составе грузового флота компании Rahtkens Shipping Co. Ltd., Мидлсбро, Великобритания. В 1914 находился на Черном море, совершив рейс Венеция-Новороссийск. Был поврежден 29.10.1914 в результате неожиданной артиллерийской бомбардировки порта турецко-немецкой эскадрой. В 1915 пароход принят Россией и вошел в состав Черноморского флота как Транспорт №101. Состоял в 1-м отряде транспортов Транспортной флотилии Черного моря. 20.06.1918 был затоплен в Цемесской бухте на глубине 26 метров. Судно было найдено в 1926 г. Транспорт лежал на ровном киле и без крена. Корпус его почти на 4 метра ушел в грунт. В трюме судна находились железнодорожные рельсы, значительная часть которых была выгружена сразу. В следующем году водолазы извлекли по частям главную машину, а позднее — остальные рельсы, основную массу трубопроводов, вспомогательных механизмов и арматуры. Само же судно было поднято ЭПРОН в январе 1936.

Транспорт № 110

СЕРБИЯ (до 1916 г. "Serbia", до 1918 г. транспорт № 110). Полная вместимость 2564 брт. Размерения 97.93 х 11.95 х 6.85 м. ГЭУ котломашинная, 1600 л.с. Скорость 10 узлов. Бывший итальянский пароход. Построен в 1898 г. ("G.Ansaldo & Co", Сестри Поненте, Италия). В 1916 г. вошел в состав ЧФ в качестве транспорта. Затоплен 21.06.1918 г. в Новороссийске. В 1932 — 1933 гг. поднята машина и котел, а в 1940 г. — корпус. До начала Великой Отечественной войны полностью не был восстановлен. С 27.07.1941 г. по октябрь 1941 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта. В октябре 1941 г. при буксировке погиб от подрыва на неконтактной мине в Цемесской бухте/

«Тревориан» (Trevorian; английский пароход). По англичанину тоже мало данных, известно, что он должен был принять участие в Босфорской операции. Построен он в Великобритании в 1911 году. Скорость 10 узлов, вместимость 4441 брт. 28.06.1918 года затоплен в в порту близ пристани Цементного завода на небольшой глубине. Поднят англичанами. 19.05.1919 года потерпел крушение и затонул возле Анатолии при буксировке в Великобританию. Вот все, что удалось "нарыть".

Подводим итог?

Был опубликован список из 18 кораблей кораблей и судов, уничтоженных экипажами в июне 1918 г.

1. Линейный корабль «Свободная Россия»;

2. Эскадренный миноносец «Громкий»;

3. Эскадренный миноносец «Пронзительный»;

4. Эскадренный миноносец «Калиакрия»;

5. Эскадренный миноносец «Гаджибей»;

6. Эскадренный миноносец «Керчь»;

7. Эскадренный миноносец «Капитан-лейтенант Баранов»;

8. Эскадренный миноносец «Лейтенант Шестаков»;

9. Эскадренный миноносец «Фидониси»;

10. Эскадренный миноносец «Сметливый»;

11. Эскадренный миноносец «Стремительный»;

12. Посыльное судно № 11 (бывшее № 4);

13. Танкер «Эльбрус»;

14. Транспорт «Оксюз»;

15. Транспорт «Тревориан»;

16. Транспорт «Фредерика»;

17. Транспорт «Женероза»;

18. Транспорт «Сербия».

В списке один лишний номер. Это номер 12. в этом списке "Посыльное судно № 11 (бывшее № 4)"; Это бывший миноносец "Котка", он же №256, с 02.07.1915 г. — "Летчик", с 29.09.1916 г. — "Посыльное судно № 4", с 7 июня 1917 года №11. Этот миноносец остался в Севастополе.

Итого 17. Из них 9 боевых кораблей и 6 транспортов затоплены в Цемесской бухте. Там же затоплен "Громкий (но в другое время). Керчь затопился возле Туапсе. Так что все цифры верные, вопрос в том, что мы считаем.