Найти тему

Несколько правил при покупке винтажных брошей

Коллекционирование винтажных украшений - одно из самых красивых и изысканных направлений. Собираясь приступить к созданию коллекции, важно помнить об основных правилах, которые помогут новичку в начале его пути.

Брошь, золото, 56 пр.. Российская империя, 1900-1917 гг. Из архива галереи “Однажды”
Брошь, золото, 56 пр.. Российская империя, 1900-1917 гг. Из архива галереи “Однажды”

Правило 1. Проверенный продавец

Большинство из тех, кто только начинает приобщаться к миру винтажа, неизбежно совершает досадные ошибки. Зачастую, это зависит от неопытности и присущей ей эйфории от возможности прикоснуться к прекрасному. А еще от невнимательности - главного бича коллекционера.

Как обычно происходит покупка винтажной бижутерии? Покупатель видит желанный предмет на онлайн-маркетплейсе, в шоу-руме или на барахолке. Заказывает доставку, договаривается о встрече или приобретает тут же на месте. Вроде бы никаких подводных камней. Однако для новичков есть нюансы.

С появлением всевозможных маркетплейсов в интернете помимо удобства появилось и множество рисков. Расплодились недобросовестные продавцы, которые хотят нажиться на неопытных покупателях старины. И то, что должно приносить радость, превращается в разочарование, потерю денег, нервов. Поэтому, ухватившись за возможность приобрести крутое украшение, обратите внимание на рейтинг продавца. И главное, очень низкая цена редкой раритетной броши - 100% мошенничество!

Допустим, у вас состоялась встреча оффлайн, и вожделенное изделие (совсем, как на фото!) у вас в руках. Но и тут всё же важно не терять бдительности и перейти ко второму правилу.

Брошь “Цветы”, ювелирный сплав, эмаль. MFA, США, 1980-1990 гг. Из архива галереи “Однажды”
Брошь “Цветы”, ювелирный сплав, эмаль. MFA, США, 1980-1990 гг. Из архива галереи “Однажды”

Правило 2. Внимательность

Любое изделие надо внимательно осмотреть. Обратить внимание на:

- присутствие спаек (говорят, как о реставрации предмета, так и о возможной подделке. Да-да, не забываем про Китай)

- состояние замка (должен быть в рабочем состоянии. В противном случае вас ожидают лишние траты)

- потертости

- сколы на камнях, эмали, стекле

- замены вставок

- процент утрат и есть ли они.

Очень важный момент: для того, чтобы оценить утраты, необходимо знать, как должен выглядеть предмет. И это подводит нас к третьему правилу.

Брошь “Ландыш”, серебро, стекло, СССР, 1950-1970 гг. Из архива галереи “Однажды”
Брошь “Ландыш”, серебро, стекло, СССР, 1950-1970 гг. Из архива галереи “Однажды”

Правило 3. Насмотренность

Собирая коллекцию винтажных украшений, придется заняться саморазвитием. Можно найти курсы, посвященные истории ювелирного дела. Обязательно посещать тематические выставки. Приобрести каталоги ювелирных клейм, музейных коллекций. Необходимо познакомится с коллекциями известных брендов, излазить барахолки и шоу-румы.

Да, все эти мероприятия требуют времени и денег. Но именно саморазвитие в выбранной области позволит избежать подделок и некачественных изделий.

Брошь, металл, хризопраз, стекло. Чехословакия, 1970-1990 гг. Их архива галереи “Однажды”
Брошь, металл, хризопраз, стекло. Чехословакия, 1970-1990 гг. Их архива галереи “Однажды”

Правило 4. Начните с малого

Не стоит в ажиотаже сразу бросаться на очень дорогие броши. Для начала имеет смысл приобрести не очень дорогие экземпляры, которые впоследствии могут стать своеобразным “резервным фондом” для последующей продажи или обмена.

Брошь “Цыпленок с колоском”, латунь, серебрение. Артель “1-ая ювелирная фабрика”, СССР, 1920-1940 гг. Из архива галереи “Однажды”
Брошь “Цыпленок с колоском”, латунь, серебрение. Артель “1-ая ювелирная фабрика”, СССР, 1920-1940 гг. Из архива галереи “Однажды”

Правило 5. Спонтанность

Бесспорно, бывают случаи, когда собираешься купить что-то определенное, едешь за этой красотой, а потом неожиданно оказываешься владельцем броши, которая просто “прыгнула в руки”. Более того, она (эта самая неожиданная приятность) оказывается жемчужиной коллекции и, вообще, самой любимой.

Знакомая ситуация для каждой женщины. Но, увы, спонтанная покупка не всегда заканчивается приобретением достойного экземпляра. Часто в коллекции оказывается множество ненужных, но очень дешевых изделий. При этом тратится внушительная сумма, которую можно было бы с толком потратить на предметы, способные украсить коллекцию.

Брошь “Бант”, латунь, стекло. Франция, 1920-1940 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Брошь “Бант”, латунь, стекло. Франция, 1920-1940 гг. Из коллекции галереи “Однажды”

Правило 6. Концепция коллекции

По большому счету, это правило должно было бы идти под номером 1. Потому что именно с него и надо начинать свой путь в коллекционировании. Но стройная система складывается не сразу. Окончательный выбор в пользу какого-то одного направления делается далеко не с первой покупки. И всё же с концепцией стоит определиться “на берегу”. Это значительно облегчит поиск экземпляров для коллекции, понимание бюджета и планирование покупок.

Тематику каждый выбирает для себя: кто-то собирает броши по цветовой палитре, кто-то исключительно по производителю, кто-то по странам. Есть любители “Советских леденцов”, есть коллекционеры чехословацкой продукции. Некоторым нужна только советская 875 серебряная проба, а кому-то не обойтись без эмалей.

Одним из популярных направлений являются украшения “book piece”. Это предметы из каталогов винтажной бижутерии. Там опубликованы изделия, прошедшие особый отбор. В качестве наиболее авторитетных можно использовать каталоги «Warman’s Jewelry: Identification & Price Guide», «American Costume Jewelry: Art and Industry». Представленные в них экземпляры относятся к раритетной бижутерии, которая очень высоко ценится на рынке антиквариата и винтажа.

Некоторые коллекционеры выбирают несколько направлений. Неплохой выбор, если душа не лежит к одной узкой теме. В этом случае было бы желательно, чтобы направления дополняли друг друга.

Брошь, серебро 857 пр., золочение, горный хрусталь, СССР. Из архива галереи “Однажды”
Брошь, серебро 857 пр., золочение, горный хрусталь, СССР. Из архива галереи “Однажды”

Правило 7. Лимит на покупку

Тяжелое правило для женщин, склонных к эмоциональным покупкам!

Коллекционирование старинных украшений - дорогостоящее увлечение. И речь даже не идет о приобретении изделий 56 или 84 пробы, выпущенных в Российской империи. Цена, которую придется заплатить за брошь, не всегда зависит от материала. Коллекционная бижутерия известных брендов, лимитированные коллекции - всё это влечет за собой существенные траты.

Можно предположить, что настоящего коллекционера ничего не должно останавливать. Но мы будем ратовать за разумное “осознанное потребление”. Поэтому лимит необходим, особенно для новичка.

Сложно, очень сложно следовать этому правилу. Но это поможет лучше структурировать обновление коллекции, не даст совершить спонтанные покупки, от которых больше вреда, чем пользы, и в конце концов, существенно сэкономит бюджет.

Брошь, серебро 875 пр., СССР, 1954-1958 гг. Из архива галереи “Однажды”
Брошь, серебро 875 пр., СССР, 1954-1958 гг. Из архива галереи “Однажды”

Правило 8. Изделия без дефектов

Многие не согласятся с восьмым пунктом, ибо справедливо заметят, что если брошь нуждается в небольшой реставрации, то никакой беды от ее приобретения не будет. К тому же некоторые следы бытования естественны для винтажных предметов. Возможно, но…

Заморачиваться реставрацией имеет смысл, если можешь ее сделать сам. Если нет, то изделия с дефектами (сломанный замок, утраченные детали, сколы и т.д.) будут лежать “мертвым грузом” до лучших времен. Разумеется, если речь идет о редких коллекционных экземплярах, то можно закрыть глаза на изъяны. И реставрация в этом случае будет оправдана. Но приобретать широко растиражированную вещь с дефектом не стоит.

Брошь, серебро 875 пр., хрусталь, СССР. Из архива галереи “Однажды”
Брошь, серебро 875 пр., хрусталь, СССР. Из архива галереи “Однажды”

Надеемся, что правила, приведенные в статье, помогут новичкам лучше ориентироваться в мире коллекционирования и не допустить многих ошибок.

Как подделывают чехословацкие броши

Советские украшения. Забыть или носить?