Найти в Дзене

Дон: Красный авиабарон

На фоне паранойяльных перипетий с памятником черному-пречерному белому барону Врангелю вспомнилось, что был у нас на Дону еще один знатный барон - "красный". Тут еще и такой повод для его поминания возник: ушел он из жизни ровно 49 лет назад. Связан барон был с авиацией. Но это не самый результативный ас Первой мировой войны - германец барон Манфред фон Рихтгофен, а другой "красный барон". Он был одним из основателей итальянской компартии, хотя сам происходил из аристократической семьи, а потом стал советским авиаконструктором. Это - Роберт Людвигович Орос Ди Бартини, которому у нас в Ростовской области никто памятника не ставит. Впрочем, в городе Таганроге, с которым связана жизнь Бартини, назвали улицу в его честь, а на одном из строений в ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" находится секретная мемориальная доска, на которую может поглазеть далеко не всякий. Говорят, в подмосковном Жуковском стоит его бюст. А еще в Солнечной системе его именем названа одна из малых планет, которую, наверное, тоже не просто увидеть...

-2

Вот что написано про Бартини в аннотации к книге его биографов супругов Ольги и Сергея Бузиновских: «В начале 20-х годов прошлого века в СССР появился загадочный человек – барон Роберто Орос ди Бартини. Он стал не только выдающимся конструктором и учѐным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королѐв называл Бартини своим учителем. «Красный барон» доказал, что время, как и пространство, имеет три измерения, а до самых далѐких галактик рукой подать. Бартини извлѐк из подземелья библиотеку Ивана Грозного и во многом определил судьбу своих учеников – Михаила Булгакова, Владимира Набокова, Александра Грина, Алексея Толстого, Андрея Платонова, Евгения Шварца, Лазаря Лагина, Александра Волкова, Леонида Леонова, Ивана Ефремова, Антуана де Сент-Экзюпери и других писателей. Именно Бартини стал прототипом самых необычных персонажей – Воланда, Друда, Хоттабыча, Буратино и даже Маленького принца. Но главная тайна «советского Сен-Жермена» зашифрована в романе «Мастер и Маргарита». Сам Бартини про себя писал 29 мая 1948 в автобиографии следующее: "Когда мне было 4 года, отец был переведен в итальянский город Фиуме, в то время принадлежавший Венгрии. В г. Фиуме я вырос. Окончил там начальную (4 класса) и среднюю школу (гимназия 8 классов) в 1915 г. В этом же году я был призван на военную службу, в 1916 г. окончил школу офицеров запаса венгерской армии в городе Бистерца (ныне Чехословакия). В 1916 г. после прорыва Брусилова был взят в плен в Галиции и с 1916 г. до февраля 1920 был военно-пленным в России. В феврале 1920 г. из Владивостока был репатриирован в г. Фиуме, в Италию. Отец был в отставке (в чине государственного секретаря) и жил в городе Будапешт (в Венгрии). Так как в это время в Венгрии у власти уже находился Хорти (белогвардейцы) и в лагере военнопленных в 1918-19 годах были составлены командованием лагеря документы о моих революционных и коммунистических убеждениях и был предупрежден, что по возвращению в Венгрию буду привлечен к ответственности за измену - я к отцу не вернулся и остался в Италии. В 1920 г. поехал в город Милан, где был принят на третий курс политехнического института, и как репатриированный имел льготу сдать зачеты в любой последовательности. Здесь я учился до 1923 г., не имея средств для существования поступил рабочим (разметчиком на автомоторный завод ИЗОТТА-ФРАСКИНИ) жил в ночлежках и учился. С момента формирования Компартии Италии (с февраля 1921 г.) стал ее членом и вскоре перешел на нелегальную работу. На нелегальной работе был в городах Милан, Триест, Генуя и Рим. После прихода Муссолини к власти (в конце 1922 г.) было решено о моей отправке из Италии в СССР (совместное решение ЦК Итальянской партии и Полпредством в Риме / тов. Воровский) и после прохождения летной подготовки в школе Ченточелле (Roma-Centocelle istituita dalla Compagnia Nazionale Aeronautica del conte Giovanni Bonmartini, Рим) (конец 1922 г. и начало 1923 г.) - в мае 1923 г. был отправлен из Италии в Берлин, откуда Полпредством был нелегально переправлен через границу в СССР (Москва), при этом моя фамилия была изменена Полпредством, приехал в СССР осенью 1923 г. как гражданин СССР. В 1927 г. ЦК ВКП(б) меня перевел в члены ВКП(б). При первой Всесоюзной демографической переписи было определено, что хотя по происхождению я венгерец, но по национальности итальянец". Добавлю еще от себя, что в 1927 году Бартини получил воинское звание комбрига, что соответствует бригадному генералу. Можно считать, что и в звании он был почти Врангель…

В Таганрог Бартини впервые прибыл в 1930 году для участия в подготовке к перелету в США легендарного самолета АНТ-4 "Страна Советов". После успешного перелета и нескольких смелых проектов, Бартини был "разоблачен" как итальянский шпион, и с 1938 года работал в ЦКБ 29 НКВД СССР ( "шарашке"), ОКБ 86 которого с 1946 года располагалось в будущем ТАНТК ( тогда- механический завод им. Димитрова). В Таганроге Бартини не только работал "по специальности" но и нажил сына от одной из сотрудниц отдела. "Отбыв срок" Бартини остался в Таганроге, где пробыл до 1952 года. Уже в 1968 году Бартини вновь вернулся в Таганрог, где в бюро Бериева на том же заводе конструировал гидросамолеты и экранопланы. Да, экранопланы! Конструктор Ростислав Алексеев, чье детище "Лунь" я поместил на заглавном снимке, признавал Бартини своим учителем и говорил, что авиация должна развиваться так, как сказал Бартини. Но что-то пошло не так, и проекты Бартини и Алексеева оказались не нужны стране, хотя их идеи были использованы не только отечественными, но и мировыми авиастроителями. "Луню" еще повезло. Сейчас из него делают экспонат в Дагестанском парке "Патриот". А вот вертикально взлетающую амфибию ВВА-14 - одну из последних работ конструктора Бартини, которая послужила основой для экраноплана в 1976 году, порезали на металлолом в Таганроге. Второй экземпляр тихо догнивает в подмосковном Монино.

Умер Бартини 5 декабря 1974 года в своей московской квартире в возрасте 77 лет. БОльшая часть его архива была изъята, хотя говорят, что предчувствуя уход, Роберт Людвигович завещал собрать все его бумаги, запаяв в оцинкованный ящик, который вскрыть в 2197 году.

-5

Еще при жизни вокруг его биографии было много тайн и невероятных слухов, распространению которых Роберт Людвигович , сам способствовал, будучи склонным к недомолвками и мистификациям. Его за это даже прозвали бароном Мюнхгаузеном. И вот тут ,благодаря Таганрогу, можно раскрыть некоторые тайны. Например, тайну фамилии. В 1950 году Бартини получил в Таганрогском ЗАГСе "дубликат" своего свидетельства о рождении. И тут видно, что Бартини - это не настоящая фамилия. А настоящая - Ороджи.

-6

А имел ли Роберт Людвигович отношение к баронам? Скорее - да, чем нет, потому что в Венгрии известен баронский род Орошди. Стало быть, правильно не Орос ди Бартини, а Орошди. И, видимо, намекая на место происхождения своего рода Бартини пользовался еще и псевдонимом Дунаев.

Герб баронов Орошди.
Герб баронов Орошди.

Что или кто такие Бартини - доподлинно не известно. Но зато, как доказал геральдический журнал "Гербовед", Бартини в 1967 году стал первым в СССР и в мире кавалером только что учрежденного Ордена октябрьской революции!

-8

А вот какое трогательное послание он получил от главы итальянской компартии Луиджи Лоного:

Бартини был настоящим творцом. Он был талантлив не только как инженер, но и как литератор, и как художник. В заключение покажу немного художественных работ великого Советского Красного Барона.

И еще. В последние годы своего таганрогского (донского) периода Роберт Людвигович жил в этом доме. Никакой таблички или знака на нем нет...

Таганрог, ул. Свободы, 14.
Таганрог, ул. Свободы, 14.