Делюсь опытом, как правильно рассчитать время для эффективной работы с разными науками
Прежде всего, количество затраченного времени зависит от способа организации семейного обучения. Если ребёнок учится на онлайн-платформе с готовыми видео-уроками и/или уроками в прямом эфире, то график составляется онлайн-школой. Правда, зачастую не всегда с учётом пожеланий и возможностей семьи обучаемого. Время на занятия в онлайн-режиме может быть потрачено ровно столько, сколько и в традиционной школе. Ведь на платформе могут организовывать те же шесть уроков в день. С той разницей, что ученику не нужно будет добираться до учебного заведения.
А если семья обучает ребёнка собственными силами или он занимается самообразованием, то расписание придётся построить самостоятельно.
Со временем придёт понимание, как комфортнее и продуктивнее заниматься, поскольку способности у детей разные. А на первых порах удобно отталкиваться от государственных образовательных стандартов и по ним ориентироваться.
В средней школе (с 5-й по 9-й классы) учебный план рассчитан примерно на 33 часа в неделю (в начальной школе меньше, в старшей больше). Количество часов зависит не только от того, в каком классе ребёнок, но и от количества учебных дней. При шестидневной учебной неделе нагрузка выше, хоть и считается, что это сделано для того, чтобы каждый день недели у школьников было меньше уроков.
Расскажу, сколько времени мы уделяем учёбе, на примере моей дочери-семиклассницы.
В приложенной таблице можно увидеть разбивку по часам для 7-го класса при пятидневной учебной неделе. На изучение всех предметов отводится 32 академических часа. Академический час — 45 минут. Это приравнивается к одному школьному уроку, хотя в большинстве школ уроки длятся по 40 минут.
Внимание школьного учителя рассеивается на три десятка учеников, к тому же он тратит часть времени урока на организационные моменты. А при семейном обучении все минуты, отведённые на урок, тратятся на одного ученика, и потому ребёнок успевает больше за меньший промежуток времени.
Моя дочь находится на семейном обучении с 3-го класса. Мы пробовали разные режимы и графики. И только к 7-му классу остановились на основных занятиях четыре дня в неделю. Бывает, когда тема урока увлекает и время позволяет в межсоревновательный период (моя дочь гимнастка, кандидат в мастера спорта), можем заниматься ежедневно без выходных. Это по длительности больше, чем обычно. И наоборот, когда нагрузка в спорте высокая или дочь уезжает на соревнования, не занимаемся неделю подряд. Но при этом традиционных и чётко определённых каникул у неё нет: учится всегда, когда есть возможность, включая лето.
Практика показывает, что на школьном уровне дети способны быстро усвоить такие предметы, как ИЗО, технология, музыка, физкультура, ОБЖ. Многие прекрасно досрочно справляются с информатикой. Обычно одной из причин перехода ребёнка на семейное обучение как раз и становится увлечение чем-либо. И часто это что-то из области искусства, спорта или науки. Поэтому отдельно изучать смежные с его интересами дисциплины нет необходимости.
Курс физкультуры, ОБЖ и творческие предметы мы с дочерью просматриваем примерно за неделю, уделяя каждому предмету по несколько часов. Дочь отвечает на вопросы различных тестов к курсам и на вопросы учебников. Более к этому в течение года не возвращаемся. В школе почти всем таким предметам выделяется 1 урок в неделю (физкультуре — два).
Моя дочь интересуется биологией и занимается ею в нашем городском технопарке два раза в неделю по два с половиной часа. В школьном учебном плане на биологию отводится два академических часа в неделю. Занятия в технопарке дополняют и расширяют школьный курс, а не заменяют его. Школьный же курс биологии дочь проходит на летних каникулах. В нём много ботаники и зоологии, а всё это удобно изучать именно летом. За ежедневные час или два происходит своеобразное погружение в предмет, и на весь курс нужно около двух месяцев.
Но чтобы летняя учёба была эффективна, нужно уже весной перед сходом снега просмотреть программу и распланировать, когда что следует изучить. Некоторые наблюдения следует сделать уже весной, а другие отложить до осени. Это интересно и несложно — планирование занимает пару часов. Думаю, у любого ученика проявится интерес в какой-либо сфере, пересекающейся со школьными предметами.
На обществознание в школе отводится 34 урока в год (1 урок в неделю), то есть 22 обычных часа. Но когда ребёнок работает один, ему нужно меньше времени. Например, моей дочери хватало по часу времени 3-4 дня в неделю, и весь курс она изучала за один месяц. Для закрепления информации каждые 2-3 месяца я даю дочке тестовые задания по предмету, иногда мы рассматриваем с ней задания из сборников по ЕГЭ.
Историю, географию и физику, на которые школа отводит по два урока в неделю (по 68 уроков в год), мой ребёнок изучает за два месяца. На предметы уходит по одному часу три раза в неделю до тех пор, пока курсы не окончатся. В дальнейшем раз в три месяца она решает какие-либо задания по курсам.
Иностранный язык мы отдали на откуп языковым курсам с личным присутствием — два раза в неделю занятия в малокомплектной группе длятся 60 минут. В обычной общеобразовательной школе иностранному языку отводится 102 урока в год. То есть три раза в неделю — те же 120 минут в неделю, что и на наших языковых курсах. Но, как показывает практика, в школе этого бывает недостаточно даже для уровня несильной школы, а вот курсы дают неплохую базу. Второй иностранный язык мы решили в учебный план не включать.
Первые три месяца нашего учебного года основными предметами (русским языком, литературой и математикой, включающей в себя алгебру и геометрию) дочь занимается один-два раза в неделю. А потом, когда изучены все естественно-научные, общественно-научные и творческие предметы, выделяются 4 дня в неделю в среднем по 40-50 минут лишь основным предметам.
Таким образом, в дочкином расписании русского языка столько же, сколько и в школьном учебном плане — 4 урока в неделю. А её уроки могут быть как длиннее школьных, так и короче (от 30 до 60 минут в зависимости от привлекательности и сложности темы).
К тому же литературы в два раза больше, чем в школе, где этому предмету отведено два урока в неделю. Но это потому, что при изучении в школе предполагается, будто ученик прочитывает программные произведения дома. В нашем же случае читаем в рамках урока.
Математикой (алгеброй и геометрией) дочь занимается на треть меньше, чем это предусмотрено в школе, — 4 урока вместо шести (4 — алгебра и 2 — геометрия).
Мне помогают учительские рабочие программы по предметам. В них есть разбивка по часам (где написано, что и как должен изучить ученик), вид контроля и требования к итоговым знаниям.
Автор статьи: Любовь Мельяновская, автор канала «Мама в спорте», мать троих детей.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи автора: