Найти тему
Твой Информ

Правильная история Кызыла и Тувы ч.3: Бабку В Шляпке осенило!

Привет, девочки! В смысле: уважаемые дамы и господа, продолжаем плавать по волнам памяти! И постараемся не утонуть! А чтобы не утонуть, систематизируем наши «потери». Некоторые из которых, окажутся вовсе не потерями. А все потому, что меня осенило еще раз!

Гном под кустом

Первым пунктом нашей классификации будут вкусняшки и прочие мелочи. Мы же все помним большие пышные вкусные боовы? И про чербинский хлеб уже писали. Лет двадцать назад выпускники наших школ – новосибирские студенты – решили отметить встречу поеданием пирожных «гномиков». И… не нашли их в Новосибирске!

Девочки, ну ведь это – не самое страшное, что могло произойти. Да, таких больших пышных боов мы уже не увидим. И не сверкать белыми бочками «тем самым» гномикам. И в Черби не будет самого вкусного в мире хлеба. Потому что «из той же мучки, да не те ручки». А ещё потому, что у каждого времени свои вкусняшки. Недавно я нашла место, где продают самые настоящие кексы. Не маффины, не бисквитное недоразумение. А нормальные кексы из «кексового» теста.

Кажется, «гномики» были такими. Или нет?
Кажется, «гномики» были такими. Или нет?

Порой нас настигают вкусности прежних лет. Например «те самые» конфеты Бабаевской фабрики. Будем благодарны таким приветам из прошлого. И найдём какие-нибудь магазинчики или кафешки, где будет что-то интересное для нас. Хотя… глобализация, нашествие сетевых компаний и прочее уменьшают наши шансы с каждым днём. Все становится одинаковым.

Фамилия, имя, отчество

А теперь второй пункт в нашей классификации. Да, эти потери намного больше. И, что характерно, у каждой из этих потерь есть фамилия, имя, отчество. Есть конкретный виновник.

Вспомним их. Не ФИО, конечно, а конкретные потери. Например, овчинно-шубная фабрика, когда более 200 работников фабрики оказались не у дел.

В Кызыле можно полюбоваться на здание ковровой фабрики. Она толком и не начала работать. Решением Арбитражного суда РТ объявлена банкротом.

Элегестинский кирпичный завод.

Тувинский ремонтный завод.

Тувинский машзавод.

Продолжать можно долго. Как вы думаете, почему красивые с иллюстрациями книги о Туве печатают за пределами Тувы? Потому что у нас нет хорошей типографии, с хорошим оборудованием. Здание, которое стоит напротив «Дома печати», строили для типографии. Там же предполагали разместить некоторые СМИ.

Все эти предприятия, достроенные или недостроенные здания давно перешли в частные руки, или обанкротились, или просто провалились в Великое Ничто.

Были ли посадки? Насколько могу вспомнить – нет. А это о чем говорит? О том, что все надо делать с умом и почти по закону. Впрочем, это не наша тема. Это просто к слову, о том, что мы потеряли.

О-го-го – ГОКи!

И переходим к третьему и последнему пункту - горнорудной промышленности. Это – самый большой и хитрый пункт. С одной стороны, нам нравится вспоминать, как развивалась Тува, с другой – мы все категорически против новых разработок месторождений.

Чаще всего вспоминаем асбестовый комбинат и «Тувакобальт». И вполне заслуженно.

Во-первых, строительство этих комбинатов-гигантов привлекало молодёжь всей страны, это были всесоюзные комсомольские стройки. Во-вторых – появлялись новые города и посёлки, строили дороги.

Туваасбест – это новый благоустроенный город Ак-Довурак. Жизнь там была хорошая, а чтобы не трястись по дорогам - налажено регулярное авиасообщение: самолёты Як-40 летали в Кызыл и Красноярск. Но дорогу-то тоже построили! По дороге Ак-Довурак – Абаза везли асбест с комбината до Абакана. Красивейшая дорога, которая сейчас находится не в лучшем состоянии.

Рабочие места и учёба – это тоже от комбината: готовили своих инженерно-технических работников в ведущих учебных заведениях страны, кстати, сами и стипендию платили. Потом специалисты возвращались и работали на комбинате.

А среднее специальное образование рабочие получали без отрыва от производства в техникуме, расположенном в самом Ак-Довураке. Здесь же была вечерняя школа рабочей молодёжи.

Тувакобальт – это посёлок Хову-Аксы, построенный в живописном месте. Сейчас – административный и культурный центр Чеди-Хольского района. Это и дорога до Кызыла. А раньше – и авиасообщение.

Ничто не вечно. И комбинаты тоже
Ничто не вечно. И комбинаты тоже

Кстати! Не будем забывать о Терлиг-Хая! То есть о Терлигхаинском ртутно-рудном месторождении. А это тоже: рабочие места, дороги, строительство.

Это все работало-крутилось-вертелось – приносило прибыль и достойную жизнь. Но всегда есть «но».

Но…

Нет, развал Союза, если честно, тут почти и не при чем. Пока некоторые сокрушались, что же мы оставим в наследство грядущим поколениям, если вытащим из земли все полезное, оказалось, что грядущим это почти и не надо. А кое-что – не надо категорически. И просто здорово, что хоть «сливки» успели снять.

Асбест. Полезная вещь, в прежние времена. Но пыль асбеста - канцерогенное вещество при попадании в дыхательные пути. Асбест является причиной асбестоза, плеврита (включая мезотелиому) и рака (рак бронхов, яичников, почек и гортани). Ещё в 1910 году французские исследования подтвердили вредное воздействие асбеста на организм человека. Рак лёгких был признан профессиональным заболеванием у людей, контактирующих с асбестом. Однако без него в те годы было трудно обойтись. Его применяли в строительстве: кровельные и стеновые изделия; трубы, фасадные плиты; асбестотехнические и теплоизоляционные изделия; фиксаторы защитного слоя бетона для устройства тоннелей и т.д.

Сейчас вместо асбеста используют другие материалы. Асбест не нужен. Комбинат – тоже. Зато остался город Ак-Довурак.

В Ак-Довураке ещё помнят, что здесь добывали асбест. Но на возрождение комбината никто не надеется
В Ак-Довураке ещё помнят, что здесь добывали асбест. Но на возрождение комбината никто не надеется

Теперь погрузимся в особенности геологического строения месторождений. Часто они бывают жильного характера, а жилы, что характерно, где-то сужаются, выклиниваются, где-то расширяются. И учесть все это – невозможно. На Хову-Аксынском месторождении руду добывали из подземных горных выработок. Вот там эта проблема и возникла. Решили, что подсчитанные запасы не подтверждаются.

ГОКи порой бывают убыточными, государство выдаёт дотации, если то, что добывают, очень необходимо. Но если есть возможность добывать что-то проще, то никто не будет сентиментальничать со старыми комбинатами.

А в Терлиг-Хая добывали ртуть. За все время эксплуатации кварц-барит-киноварного месторождения Терлиг-Хая с 1971 по 1986 год было добыто 380 т ртути. И её там ещё много осталось! Оставим потомкам? Нет. Осенью 2013 года на конференции в Кумамото (Япония) почти сто стран мира подписали Конвенцию, которая вводит ограничения на промышленные производства, использующие ртуть и продукты, её содержащие. Это означает, что в ближайшие несколько лет человечество откажется от использования ртути везде, где это только возможно.

Мы против! Или нет…

Да, никому не нравится, то, что для строительства ГОКов вырубают деревья, загрязняют землю… Но они (в смысле – ГОКи) иначе и не функционируют. Сейчас хоть по новому законодательству они должны компенсировать ущерб: выпускать рыбных мальков, сажать деревья и т.д.

Да, нам всем активно не нравится работа в Тодже «Лунсина», будущие разработки Голевского месторождения. Ещё больше не нравится строительство ГОК на Тастыгском месторождении в Эрзинском районе. Именно там обнаружили литий, пентоксид ниобия, пентоксид тантала и другие. Литий! Мало что может так загрязнять окрестности, как литий.

Вот, вытащим всё, а что потомкам оставим… А вообще, долго ли будет нужен литий? Сейчас нам кажется, что – всегда. Но ничего вечного не бывает. А как насчёт рабочих мест, развития и прочего? В общем, все сложно, девочки (дамы и господа!). Где-то теряем, где-то находим.

ГОКи приходят и уходят – Тува остаётся. Тут главное – не забыть потом привести все в порядок. Что можно – засыпать, что можно – исправить. Чтобы меньше надеяться на горнорудные разработки, можно ведь и своё производство налаживать. Не спрашивайте меня – какое. Я ведь даже не диванный аналитик, я просто

Бабка В Шляпке на волнах своей памяти

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц