("Кейн", Kane, 2023, Австралия)
Было бы странно, кабы на родине таких уникумов, как вомбат, кенгуру, утконос и коала, не снимали бы столь же уникальное кино. В смысле у которого так-то всё узнаваемо - четыре лапки, мордаха, шкурка и хвостик (или хвостище - у кого как), - однако есть в нем и некая чисто австралийская особенность.
Да вспомните что угодно из тех краев, от культового "Безумного Макса" до не шибко давних "Банды Келли", "Апгрейда", "Ровера", "Охотника", или "Жажды золота". Все они были понятны в любом уголке Земли, но у всех была и своя экстравагантная фишка, не присущая художественному кино евроамериканской выделки.
"Кейн", дебютный разборочно-бандитский триллер режиссера/сценариста Блэйра Мура, тоже не ищет легких путей. В смысле линейных сюжетов, как, например, в подобных малобюджетных британских фильмах. И австралиец Мур тоже носится с одной любопытной фишкой, на которой у него завязано всё действие.
Более того, эта история равняется на другие неординарные и известные триллеры: "Подозрительные лица" Сингера и "Сплит" Шьямалана. Причем сразу на оба. Только при этом Блэйр не слепо копирует те или иные их сцены, а пытается "винегретить" друг с другом только лучшие идеи из этих картин.
Что, безусловно, делает Муру честь - не каждый начинает свою режиссерскую карьеру с постановки перед собой настолько серьезных задач...
...И тем более не каждый эти задачи, к превеликому сожалению, успешно решает.
Вот и Блэйр, как те наташины котики из мема, всё-всё интересное в своём фильме, считай, "уронил". И вдобавок запутался в своих же сценарных заморочках. Настолько, что допустил чудовищный ляп аж в самой механике повествования. Чем фактически напрочь обессмыслил финальный "вот-это-поворот", ведь при таком ляпе он не мог бы случиться в принципе.
Объясню, в чем там катастрофа, без спойлеров, а так, чтобы было понятно в целом.
В начале фильма в одном из флэшбэков, мы видим, что за главным героем, бандитским воротилой Эйбом, настойчиво следит полиция. То есть она знает, кто он такой, и как выглядит. Тем не менее в основной сюжетной линии полиция вдруг почему-то не знает, как выглядит Эйб. А только на этом вся логика данной линии и построена.
Супер! Это примерно, как если бы Эркюль Пуаро в завязке очередного своего дела застал убийцу на месте преступления, а потом как ни в чем не бывало развел бы свою привычную детективную движуху с допросами десятка подозреваемых.
Итак, в достославном Брисбене, что аж третий по населению город в Австралии, жил отнюдь не славный, а коварный и мутный главарь банды Эйб (Д. Л. Тейлор). Который враждовал с бандой некоего Фрэнки, но это как раз нормально. Ненормально было то, что Эйб страдал тем же диссоциативным расстройством идентичности, что и Кевин, герой Макэвоя в "Сплите".
Иными словами, в голове у Эйба скрывалось еще несколько разных криминальных личностей. Только не 24 шт., как у Кевина, а гораздо меньше. Но все они так же носили собственные имена, жили своими жизнями, а самой свирепой из них был Кейн - безбашенный киллер. А ему только скомандуй "фас!", и он не угомонится, пока не загрызёт всех врагов Эйба в зоне своей видимости.
Начинается же картина с того, что... всё уже закончилось.
А именно: в полицейском участке копы допрашивают шофера Эйба Бенни (К. Уотсон), катавшего его по Брисбену на понтовом "мустанге". И всё из-за того, что вчера утром Эйб забыл выпить таблетки, помогавшие ему держать свою редкую болезнь под контролем, ну и...
...Короче говоря, за минувшие сутки успело много чего случиться. И вот теперь Бенни, который был в курсе психического диагноза своего босса, предстояло рассказать детективам, свидетелем каких офигительных событий он накануне стал.
Других странностей, больше смахивающих на корявость сценария и режиссерскую неряшливость, в "Кейне" тоже достаточно.
Чтобы не гримировать одного и того же Д. Л. Тейлора в разные образы, как это делалось с Макэвоем в "Сплите", на роль каждой ипостаси Эйба взяли разных актеров. В чем не было бы ничего зазорного, кабы Мур хорошенько продумал линии поведения всех этих альтернативных личностей. А то порой доходит до абсурда: то они одновременно (!) управляют разными транспортными средствами, то звонят друг другу, а то вовсе находятся вдали друг от друга - это как вообще понимать? То есть, к примеру, одна личность Эйба доехала до некой цели, а потом он как-то перебрался в другое место и уже там превратился в Кейна? А во время перемещения он кем тогда был? Еще одной, третьей личностью, не врубающейся, откуда и куда она едет?
Я уж не говорю про то, что иногда посторонние люди (!) видят сразу две личности Эйба вместе, - такое и вовсе ни в какие логические ворота не лезет.
***
В общем, что характерно: наряду с сюжетом, рассыпающимся при нагреве логикой, как талый снеговик под солнцем, снят "Кейн" для малобюджетки вполне технично и симпатично. Малоизвестные, но неплохие актеры тоже играют у Мура искренне и по-честному, явно будучи уверенными, что их режиссер знает, что делает.
Ага, щазз!
Не имея навыка саморедактуры своих же сценариев, Блэйр взвалил на себя непосильную ношу. И если с "картинкой" и актерами он еще справился, то все прочие "полимеры", увы, с треском прос... профукал.
Поэтому здесь один лишь вам совет: уж лучше пойти посмотреть/ пересмотреть неповторимые оригиналы - "Подозрительные лица" и "Сплит", - чем тратить время на эту сикось-накосевую попытку дилетанта скрестить тот и другой. Да, попытку в теории похвальную и любопытную, но, увы, на практике обернувшуюся неудачей.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):