("Призраки в Венеции", A Haunting in Venice, 2023, США/Европа)
Надо отдать должное сэру Кеннету Бране - ирландское упрямство у него есть. А иначе как объяснить то, что после чудовищного падения кассовых сборов "Смерти на Ниле" - они не дотянули даже до 2-кратных по сравнению с 7-кратными в "Убийстве в Восточном экспрессе", - он вложил деньги в уже третью собственную экранизацию Агаты Кристи? Которую он, по традиции, не только спродюсировал, но и срежиссировал, а также сыграл в ней главную роль патологоанатома чужих уголовных тайн Эркюля Пуаро.
Увы, чуда не грянуло.
"Призраки в Венеции" повторили судьбу картины-предшественницы буквально один-в-один, отбив свой бюджет лишь с символическим "приварком". И даже экономия Браны на всём, - на бюджете, киностудии, хронометраже, антураже, калибре актеров, композиторе и др., - не помогла "вернуть всё взад". Так что, похоже, на этом его АгатоКристиада и закончится. По крайней мере в творческих планах у Кеннета в данный момент зияет гнетущая пустота, и даже работа в других проектах его, кажется, больше не интересует.
Тем не менее сказать что-то обидное в адрес "Призраков в Венеции" тоже не получается - они исполнены с тем же качеством, что и предыдущие истории про Пуаро от Браны.
Более того, усохший на 20 минут хронометраж в чем-то даже пошел триквелу на пользу: в нем нет долго "запрягающей" завязки, как в "Смерти на Ниле". Да и в целом сюжет развивается куда динамичнее египетских приключений мсье Эркюля, даром что на сей раз он фактически заперт в стенах одного дома, хоть и просторного.
Также, по традиции, сюжет "Призраков..." лишь отдаленно напоминает свой "бумажный" первоисточник - роман "Вечеринка в Хэллоуин" (Hallowe'en Party, 1968). Как видим, даже название сегодня Брана категорично изменил на другое, чего прежде не делал. А всё потому что рассудил: нет, чопорная Англия для этой истории в 2020-х не подходит. И что разнузданная Венеция - вот более подходящая арена для такой детективной баталии.
И правильно, в общем-то, сделал.
Несмотря на то, что венецианская атмосфера в "Призраках..." столь же синтетическая, как "нарисованный" цифровой Нил в сиквеле, это всё равно придает фильму приятный экзотический колорит. Как на общих планах города, так и внутри старинного особняка-на-сваях, где пройдет 90% действия картины. С его уникальной архитектурой, убранством и, разумеется, неизбежной "привиденческой" мистикой. Той, что пропитала особняк от фундамента до флюгера таким терпким духом, что даже суперскептик и материалист Пуаро засомневается в своих фирменных "серых клеточках". Ибо, как знать, хватит ли у них сегодня "процессорной мощности", дабы раскрыть все здешние тайны инструментом одной лишь логики.
Какими перелетными гусями Пуаро вдруг занесло в Венецию?
Что ж, когда, согласно некоторым источникам, в 1947 году 93-летний Шерлок Холмс жил в британской деревне и разводил пчел, в том же самом году мсье Эркюль, отойдя от дел, поселился на пенсии в Венеции. Где он если что и разводил, то лишь образцовую санитарию у себя дома, где от идеального порядка даже тараканы впадали в депрессию и дружно шли топиться в ближайшем канале.
В тот же канал улетали по кратчайшей траектории и чересчур рьяные фанаты Пуаро, которые частенько не давали ему прохода. И которых скидывал в пахучую венецианскую воду нанятый им громила-телохранитель.
Так весело они и жили, пропивая по мере сил и печени эркюлеву пенсию. Ровно до тех пор, пока к отставному сыщику вдруг не нагрянула его давняя подруга, писательница-детективщица Ариадна.
Нагрянула она, ясен кекс, не посмотреть на массовый суицид тараканов, а с деловым предложением. А именно: живущая здесь, неподалеку, в доме с привидениями, оперная певица Ровена решила на грядущий Хэллоуин "замутить" спиритический сеанс. Затем, чтобы вызвать дух своей недавно утопившейся дочери (спойлер: телохранитель Пуаро был тут уже ни при чем) с помощью всемирно известного медиума Джойс. Вот Ариадна и предлагала Эркюлю сделку: он выводит на чистую воду шарлатанку Джойс, а Ариадна получает крутую тему для новой книги про Пуаро. А то что-то после его отставки у детективщицы упали тиражи, а писать книги про Джека Ричера и Микки Холлера у нее фантазии не хватало.
Эркюль покрутил свой легендарный ус, задумчиво проследил за полетом в канал очередного своего фаната, хмыкнул в чашку с чаем... да и согласился.
Эх, всё равно же от скуки маялся, так чего бы и впрямь не сходить на бесплатную вечеринку? И не повыпендриваться перед гламурной публикой, как в старые добрые годы? То есть выставить дураками дюжину аристократов, а при удачном раскладе еще и засадить кого-нибудь из них в тюрягу "от десяти до пожизненного". Как говорится, лишь бы самому на той тусовке весело было, а остальным уж как повезет.
Как и ожидалось, в доме у певицы собралось немало гостей, включая мутную, словно торговка алюминиевыми биткойнами, медиумку Джойс. Поэтому усы у Пуаро тотчас встали дыбом, а серые клеточки забегали в голове с околосветовой скоростью - куда до них тем депрессивным тараканам! Ну а там и время для первого трупа вскорости наступило. Аккурат после того, как кто-то попытался заколбасить... самого Пуаро! Но не на того напал, ведь его защищал лучший из всех местных телохранителей - Сценарист Фильма. А с такой "крышей" Эркюлю уже вся Венеция была по колено, а подлянки недоброжелателей - пофигу...
***
В общем, как и в случае со "Смертью на Ниле", банально повторюсь: если вы смотрели две предыдущие ленты сэра Кеннета про Пуаро, и они пришлись вам по сердцу, - никаких проблем, можете с такой же чистой совестью и детективным настроением смотреть "Призраков в Венеции". Поскольку в стройный ряд "пуарологии" от Браны новая глава вписывается отлично, и добровольно лишать себя удовольствия ознакомиться с нею было бы неразумно.
Ну а тем, кто с данной франшизой до сих пор не знаком, тому, конечно, лучше начать делать это с "Убийства в Восточном экспрессе". Как ни крути, но в 2017-м у Браны и кинозвезды были гораздо "жирнее", и фон с антуражами куда интереснее, и сюжет к классическому духу/стилю книги ближе.
Хотя принципиально очередность просмотра фильмов и неважна, всё равно они связаны друг с другом лишь главным героем и более ничем.
Трейлер фильма: