Найти тему
Sunny Blues

Rubber Soul. Классика «THE BEATLES» 1965 года

Пластинка ознаменовала тот момент, когда поп-музыка стала искусством.

Rubber Soul
Rubber Soul

Если есть такой момент, когда дорожка, по которой шли THE BEATLES, привела их к тому, что из «просто поп-звезд» они вдруг превратились в по-настоящему серьёзных музыкантов, то это, видимо, декабрь 1965 года, когда вышел их второй альбом за этот год - Rubber Soul.

Всего четыре месяца назад вышел Help!, показавший, что их музыка становится значительно более эрудированной, а такие песни, как Yesterday и You Got To Hide Your Love Away привнесли совершенно новые идеи в звучание группы.

В следующем году, выпустив Revolver, они предложат новый курс, заново изобретая поп-музыку в Eleanor Rigby или Tomorrow Never Knows.

Rubber Soul, пластинка, появившаяся между этими двумя релизами, отразила обе стороны. Славные поп-песни Drive My Car, Nowhere Man и If I Needed Somebody однозначно утверждают, что времена точно меняются. Но на Michelle, Norwegian Wood и In My Life по изысканности написания песен и исполнительскому мастерству они явно подняли планку.

Группа проводила гораздо больше времени в студии - на сессиях Rubber Soul они впервые работали до поздней ночи, продолжая поиски по расширению своей звуковой палитры, и этот факт явно не ускользнул от внимания продюсера Джорджа Мартина. Его роль также развивалась - от взрослого учителя молодых ребят до мудрого наставника.

THE BEATLES двигались вперед впечатляющими темпами. Завершив свой тур по Северной Америке 1965 года в Сан-Франциско в конце августа, Джон и Пол до 12 октября, когда начались сессии Rubber Soul в студии EMI на Эбби-Роуд в Лондоне, сочинили песни для нового альбома. Запись заняла теперь больше времени, чем для любой из предшествующих пластинок BEATLES, и продлилась до 15 ноября. А в магазинах альбом появился как раз к рождественскому ажиотажу.

Название представляет собой насмешку по поводу влияния американского соула на поп-музыку того времени. Каламбур на тему пластикового соула, как тогда называли некоторые неудачные попытки пионеров жанра.

Однако все четверо битлов были большими поклонниками записей в стиле ритм-энд-блюз от таких лейблов, как мемфисский Stax, как раз недавно выпустивший Respect Отиса Реддинга, явное влияние которого можно услышать в Drive My Car.

Джон и Пол продолжали совершенствоваться с головокружительной скоростью в написании песен, Джордж теперь также уверенно пополнял каталог. Ринго отметился как соавтор What Goes On, которая, кстати, не попала в североамериканский вариант альбома.

В Nowhere Man Джон продолжил тему философского самокопания, чем он впервые занялся в песне There’s A Place 1963 года. Эта новая песня была гораздо более сложной и проиллюстрировала не только то, насколько он вырос, как автор, но и то, как широко группа раздвинула границы того, что называлось поп-песней. Ушли истории о девочках и мальчиках, которые до сих пор доминировали в их работах, и появился рассказ о человеке, находящемся в противоречии с миром, который он видит вокруг себя.

You Won’t See Me и I’m Looking Through You Пола Маккартни и Think For Yourself Джорджа Харрисона уже не просто рассказывают о том, как «парень встречает девушку», а о дальнейших, более сложных ситуациях, когда он «становится пренебрежительным и нетерпеливым по отношению к девушке».

Но наибольшую трансформацию можно наблюдать в песне Джона In My Life. В свои 24 года он отправляется в настоящее путешествие, связанное с воспоминаниями - в ранней версии текста были буквально описаны конкретные места по дороге из его дома в Ливерпуле, он даже специально проверял название неподалеку от Пенни Лейн.

В альбоме много акустических гитар, и это придает песням более непринужденное звучание. Мелодичные, лёгкие, и в то же время лиричные Girl и Michelle напоминают о вечеринках в ливерпульских клубах. Бэк-вокал украшает песню Girl вздохами и рефреном «ти-ти-ти».

Michelle появилась как раз-таки после похода Пола и Джорджа на вечеринку, и они сознательно попытались звучать немного по-французски и утонченно. И здесь также бэк-вокал добавил насыщенности одной из самых теплых по звучанию песен в их каталоге.

The Word связана с «Силой цветов», движением хиппи, окрасившим вторую половину 60-х.

Ситар в Norwegian Wood привносит в западную музыку звучание Востока, они продолжат в Revolver и Sgt. Pepper, оставаясь лидерами в расширении мира поп-музыки.

За свою относительно короткую карьеру в звукозаписи THE BEATLES внесли множество революционных инноваций, но вызвало ли какое-нибудь из их творений такие же сейсмические последствия, как Rubber Soul? Эта пластинка поставила отметку на том моменте, когда поп-музыка становится искусством. До этого THE BEATLES писали блестящую поп-музыку, намного опередившую то, что предлагало подавляющее большинство их современников, но многие музыкальные критики все же не считали их чем-то большим, чем просто веселое безобидное развлечение для подростков. Rubber Soul изменила это навсегда.

Читать также: