Найти в Дзене
Елизарэ-Фильм

Как я был лучшим курсантом учебки ВДВ в Каунасе

Вспоминая службу в десантуре СССР

Да, Санек, название статьи, конечно, вызывающее. Дописался ты, дорогой, чем же ты был лучше остальных? Верно, парни, ничем и ни кем. Середнячком, но гордо носил берет ВДВ.

Название статьи посвящено каждому молодому десантнику-курсанту, который многие годы стремился попасть именно в воздушный десант. Мы, "духи" ВДВ и не предполагали, что нам это будет стоить. Сейчас краски немного стерлись и померкли, память забыла самые негативные моменты тяжелой службы.

Наша учебка В\Ч 01660, но уже 1991-92 годы. Исход из Литвы. Фото из открытых источников.
Наша учебка В\Ч 01660, но уже 1991-92 годы. Исход из Литвы. Фото из открытых источников.

Начну с первого месяца службы, ноябрь 1985 года, в учебном батальоне связи ВДВ в Каунасе, секретном батальоне на тот период В/Ч 01660. Не повезло нам с заместителем командира взвода, сержантом Ваней. Странный человек он был, жесткий, можно сказать жестокий. Глазки маленькие, серые зрачки вставлены глубоко в глазницы под мощными бровями, усики, еще юношеские и редкие. Бледнокожий порося. Вел он себя так, словно служил он в ВДВ уже лет десять, и где только не был. Грезил Ваня службой в Антарктиде, где пингвины ходят и белые медведи, но про Афган он не вспоминал. Вот такие белые мечты были у нашего замка.

Что интересно, командира отделения вообще я не помню, все бразды правления во взводе забрал себе Ваня Цабуля. Ему постоянно требовалось молоко, сметана и разнообразные пирожные - турбинки, для успокоения нервов. Он приказывал нам покупать эти антидепрессанты ему на наши курсантские деньги, и мы покупали. За себя точно не помню, может один раз унизился, а может и вообще не покупал. Но по рублю он с нас снимал с ежемесячной зарплаты на дембель сержантам в их сержантский общаг.

Что касается меня и моего мировоззрения в новых обстоятельствах, тут было все штатно и ровно. С первого дня я поймал некий момент истины, момент внутреннего покойного счастья, радости и удовлетворения, что моя мечта сбылась и я попал в лучшие войска СССР, где вокруг меня, такие же парни-славяне с образованием не менее десяти классов и очень умные подготовленные в техническом плане офицеры. Про физо тем более, все офицеры без исключения, имели разряды в основном по легкой атлетике, армейскому многоборью, лыжным гонкам и еще чему-то там ценному для десанта. Я истинно верил, что мы десантники-миротворцы, так как носим голубые береты, головные уборы цвета неба, без примеси крови. После первого прыжка с парашютом, в январе 1985 года, нам и вправду разрешили вернее приказали носить береты ВДВ, если на улице нет морозов. Прибалтика, понимаешь. Верхнюю пуговку на гимнастерках, мы давно оторвали и ходили разглаженные, так сказать связь ВДВ, голубая кровь, элита; мозг, язык и уши всех секретных операций десанта в Прибалтийском военном округе. И это тоже было правдой, в штабе нашего «учебного» батальона располагался секретный узел связи, возможно «Катет», если не изменяет память. Дежурили там сержанты постоянного состава, к ним не войдёшь, дверь опечатана, а дежурные сидят внутри.

Все было отлично, и мы помалу стали осваивать азы десантной службы. Прыгали при сильном ветре в морозную ночную мглу Литовского неба. Мне все нравилось. Раздражало только, дурное к нам отношение сержантов; зуботычины, калабахи, пинки под задницу, дешевые подставы с пропажей значка «Парашютист» или Берета.

Наша учебная дивизия. Теперь уже история Русского десанта. Фото из открытых источников.
Наша учебная дивизия. Теперь уже история Русского десанта. Фото из открытых источников.

Конечно, я, пожалуй, не был лучшим, так середнячком, но, когда пришло время распределения по военным округам, мне и еще десяти парням предложили посетить с дружественным визитом горную и очень интересную, экзотическую страны Афганистан. Прямо как стан красивой восточной девушки. Врач нам сказал, что только вы десять курсантов годны по здоровью в Афган, другие могут просто не справится по разным причинам. Надо так надо, я внутренне всегда знал, что Афган ждет меня, но почему-то меня пугали слова: Кандагар, Баграм. А в Кабул совершенно не пугал, это типа как Ташкент, и я согласился, тем более лететь в родную 103 ВДД и с командиром взвода, отличным офицером. Цабуля потирал руки, что меня направили в Афган, он меня считал недотепой, ведь я рисовал, а дембельский альбом отказался ему рисовать, даже пролил на него чернила, за что у нас с ним был жестокий махач. Он думал, что я испугаюсь, и стану плакать чтобы меня не посылали в Афган. Но зачем мне плакать, в Афган было полететь крайне почетно, тем более офицеры шепнули, чтьо полетим в Кабул максимум на полгода, ведь Горбачев решил выводить войска из ДРА, Вот и прокатимся, - русские миротворцы ограниченного контингента.

За сутки до вылета в Фергану, мы курсанты-афганцы его и других «козликов» искали, но они заныкались капитально. В общем полетели мы в горную «миролюбивую страну» с радостью и предчувствием невероятных приключений. А еще наш комбат сказал, что в Афгане теперь почти не воюют, и что совсем скоро мы полетим домой. Не вывел Горбач войска, протянул резину, упустил момент мира, сохранил бы Союз.

Каждый десантник помнит дядю Васю Маргелова. "Не подведите меня сынки!" Бюст Маргелову в одном из городов России. Их огромное множество, феноменальная слава командующего ВДВ. Фото из открытых источников.
Каждый десантник помнит дядю Васю Маргелова. "Не подведите меня сынки!" Бюст Маргелову в одном из городов России. Их огромное множество, феноменальная слава командующего ВДВ. Фото из открытых источников.

Только в Афгане, в своей казарме второй роты радистов, я вдруг проснулся окончательно и понял куда я попал и попал надолго. Дембеля радовались приказу о своей отправке домой и кричали на весь модуль: «За Войска Дяди Васи — трехкратное ура!» И я спросил их тоже громко; «А кто такой дядя Вася, пацаны?»

Деды и дембеля долго смеялись надо мной. Правильно и делали, нам ведь особо историю ВДВ никто не рассказывал. Бегали, качались, укладывали парашюты, изучали азбуку Морзе, РБ, дрались каждый день, чистили картошку в нарядах. Нам и в голову не приходило, что у наших войск есть такой командир.

Только в Афгане я узнал, кто такой «Дядя Вася, Василь Филиппович», и почему все кричат как подорванные за его память. Может нам так было проще служить, когда у войск есть свой батя? Наверное да, так было немного легче, словно «Дядя Вася» нас не оставит в беде.

Наверное, я был недотепой, а не лучшим курсантом десантной учебки, если не знал первые полгода, кто же он такой, легендарный — «Дядя Вася». Буду рад интересным комментариям, парни. Всем здоровья и благополучия и не надо кошмарить угрозами Деда-Шурави.

© Александр Елизарэ

Купить роман >>> "РЯДОВОЙ для АФГАНИСТАНА"

Вам может быть интересно:

Благодарю за 👍 ! Подписывайтесь на канал Елизарэ-Фильм

Делитесь в Соц.Сетях! Комментируйте, буду рад ответить на ваши вопросы.