Вспоминая службу в десантуре СССР
Да, Санек, название статьи, конечно, вызывающее. Дописался ты, дорогой, чем же ты был лучше остальных? Верно, парни, ничем и ни кем. Середнячком, но гордо носил берет ВДВ.
Название статьи посвящено каждому молодому десантнику-курсанту, который многие годы стремился попасть именно в воздушный десант. Мы, "духи" ВДВ и не предполагали, что нам это будет стоить. Сейчас краски немного стерлись и померкли, память забыла самые негативные моменты тяжелой службы.
Начну с первого месяца службы, ноябрь 1985 года, в учебном батальоне связи ВДВ в Каунасе, секретном батальоне на тот период В/Ч 01660. Не повезло нам с заместителем командира взвода, сержантом Ваней. Странный человек он был, жесткий, можно сказать жестокий. Глазки маленькие, серые зрачки вставлены глубоко в глазницы под мощными бровями, усики, еще юношеские и редкие. Бледнокожий порося. Вел он себя так, словно служил он в ВДВ уже лет десять, и где только не был. Грезил Ваня службой в Антарктиде, где пингвины ходят и белые медведи, но про Афган он не вспоминал. Вот такие белые мечты были у нашего замка.
Что интересно, командира отделения вообще я не помню, все бразды правления во взводе забрал себе Ваня Цабуля. Ему постоянно требовалось молоко, сметана и разнообразные пирожные - турбинки, для успокоения нервов. Он приказывал нам покупать эти антидепрессанты ему на наши курсантские деньги, и мы покупали. За себя точно не помню, может один раз унизился, а может и вообще не покупал. Но по рублю он с нас снимал с ежемесячной зарплаты на дембель сержантам в их сержантский общаг.
Что касается меня и моего мировоззрения в новых обстоятельствах, тут было все штатно и ровно. С первого дня я поймал некий момент истины, момент внутреннего покойного счастья, радости и удовлетворения, что моя мечта сбылась и я попал в лучшие войска СССР, где вокруг меня, такие же парни-славяне с образованием не менее десяти классов и очень умные подготовленные в техническом плане офицеры. Про физо тем более, все офицеры без исключения, имели разряды в основном по легкой атлетике, армейскому многоборью, лыжным гонкам и еще чему-то там ценному для десанта. Я истинно верил, что мы десантники-миротворцы, так как носим голубые береты, головные уборы цвета неба, без примеси крови. После первого прыжка с парашютом, в январе 1985 года, нам и вправду разрешили вернее приказали носить береты ВДВ, если на улице нет морозов. Прибалтика, понимаешь. Верхнюю пуговку на гимнастерках, мы давно оторвали и ходили разглаженные, так сказать связь ВДВ, голубая кровь, элита; мозг, язык и уши всех секретных операций десанта в Прибалтийском военном округе. И это тоже было правдой, в штабе нашего «учебного» батальона располагался секретный узел связи, возможно «Катет», если не изменяет память. Дежурили там сержанты постоянного состава, к ним не войдёшь, дверь опечатана, а дежурные сидят внутри.
Все было отлично, и мы помалу стали осваивать азы десантной службы. Прыгали при сильном ветре в морозную ночную мглу Литовского неба. Мне все нравилось. Раздражало только, дурное к нам отношение сержантов; зуботычины, калабахи, пинки под задницу, дешевые подставы с пропажей значка «Парашютист» или Берета.
Конечно, я, пожалуй, не был лучшим, так середнячком, но, когда пришло время распределения по военным округам, мне и еще десяти парням предложили посетить с дружественным визитом горную и очень интересную, экзотическую страны Афганистан. Прямо как стан красивой восточной девушки. Врач нам сказал, что только вы десять курсантов годны по здоровью в Афган, другие могут просто не справится по разным причинам. Надо так надо, я внутренне всегда знал, что Афган ждет меня, но почему-то меня пугали слова: Кандагар, Баграм. А в Кабул совершенно не пугал, это типа как Ташкент, и я согласился, тем более лететь в родную 103 ВДД и с командиром взвода, отличным офицером. Цабуля потирал руки, что меня направили в Афган, он меня считал недотепой, ведь я рисовал, а дембельский альбом отказался ему рисовать, даже пролил на него чернила, за что у нас с ним был жестокий махач. Он думал, что я испугаюсь, и стану плакать чтобы меня не посылали в Афган. Но зачем мне плакать, в Афган было полететь крайне почетно, тем более офицеры шепнули, чтьо полетим в Кабул максимум на полгода, ведь Горбачев решил выводить войска из ДРА, Вот и прокатимся, - русские миротворцы ограниченного контингента.
За сутки до вылета в Фергану, мы курсанты-афганцы его и других «козликов» искали, но они заныкались капитально. В общем полетели мы в горную «миролюбивую страну» с радостью и предчувствием невероятных приключений. А еще наш комбат сказал, что в Афгане теперь почти не воюют, и что совсем скоро мы полетим домой. Не вывел Горбач войска, протянул резину, упустил момент мира, сохранил бы Союз.
Только в Афгане, в своей казарме второй роты радистов, я вдруг проснулся окончательно и понял куда я попал и попал надолго. Дембеля радовались приказу о своей отправке домой и кричали на весь модуль: «За Войска Дяди Васи — трехкратное ура!» И я спросил их тоже громко; «А кто такой дядя Вася, пацаны?»
Деды и дембеля долго смеялись надо мной. Правильно и делали, нам ведь особо историю ВДВ никто не рассказывал. Бегали, качались, укладывали парашюты, изучали азбуку Морзе, РБ, дрались каждый день, чистили картошку в нарядах. Нам и в голову не приходило, что у наших войск есть такой командир.
Только в Афгане я узнал, кто такой «Дядя Вася, Василь Филиппович», и почему все кричат как подорванные за его память. Может нам так было проще служить, когда у войск есть свой батя? Наверное да, так было немного легче, словно «Дядя Вася» нас не оставит в беде.
Наверное, я был недотепой, а не лучшим курсантом десантной учебки, если не знал первые полгода, кто же он такой, легендарный — «Дядя Вася». Буду рад интересным комментариям, парни. Всем здоровья и благополучия и не надо кошмарить угрозами Деда-Шурави.
© Александр Елизарэ
Купить роман >>> "РЯДОВОЙ для АФГАНИСТАНА"
Вам может быть интересно:
- Медицинские братья в учебной войсковой части ВДВ в Каунасе
Благодарю за 👍 ! Подписывайтесь на канал Елизарэ-Фильм
Делитесь в Соц.Сетях! Комментируйте, буду рад ответить на ваши вопросы.