Найти в Дзене
Вести: Приморье

Максим Кильчевский: «Я отвечаю за процесс образования»

Оглавление

Как мотивировать опытных учителей, привлекать молодых педагогов после вуза, когда откроет двери школа на Патрокле, и скоро ли в образовательных учреждениях Владивостока появятся современные туалетные комнаты? Такие темы затронули журналисты ведущих СМИ краевого центра в беседе с начальником управления образования администрации Владивостока Максимом Кильчевским.

Начальник управления образования администрации Владивостока Максим Кильчевский
Начальник управления образования администрации Владивостока Максим Кильчевский

- Проблема привлечения молодых кадров в школы одна из самых острых. Что делает город для ее решения?

- Сегодня молодые учителя, куда активнее приходят в школы, чем в прошлые годы, но признаюсь честно, они пока не покрывают дефицит педагогических кадров, который существует в городе. Нынешняя нагрузка на учителя во Владивостоке в среднем составляет 27 часов в неделю, т.е. 5-6 уроков ежедневно. В идеале хотим увидеть базовую нагрузку 18 часов для учителя, таким образом педагог сможет качественнее подготовиться к занятиям, заниматься классной работой и внеучебной деятельностью.

Но, к сожалению, сейчас в крае отсутствует педагогический вуз, а школа педагогики ДВФУ не в полной мере обеспечивает наши школы учителями. Поэтому в этом году мы приняли решение о работе с педагогами из всех субъектов федерации: проводим широкую кампанию по привлечению учителей в школы Владивостока, ориентируемся на регионы, где есть крупные педагогические вузы, а значит, количество выпускников, которые захотят переехать к нам, в столицу ДФО, там больше.

В этом году также приняли соответствующее Постановление, что позволяет выделять деньги на авиаперелет учителю, который решил переехать во Владивосток. Решаем и жилищный вопрос, предоставляя место в профильном общежитии, а для семейной пары готовы предоставить ведомственное жилье. Т.е. договариваемся с каждым индивидуально.

Подобную заявочную кампанию о поиске учителей из других регионов мы запускаем обычно в феврале-марте. Как минимум, откликается 15 учителей, и мы понимаем, что решение они принимают серьезное, приезжая к берегам Тихого океана из центра России.

- На что еще могут претендовать учителя, которых привлекаете в школы города?

- Разумеется, весомым плюсом для привлечения молодых кадров является материальная сторона. Так, 300 тыс. руб. подъемных от губернатора получает учитель, впервые пришедший в школу Владивостока, плюс ежемесячная доплата к зарплате - 10 тыс. руб. – это та самая прибавка, что получает в течение нескольких лет молодой специалист. Но наша цель привлекать молодых учителей не столько количеством материальных благ (участием в конкурсах, возможностью работать в доп.образовании во вторую половину дня, отпуском в 60 дней), а разнообразными возможностями, которые открыты для молодого специалиста, и, конечно, красотой нашего города и побережья вокруг него. За два года около 30 человек приехали во Владивосток, о таких подвижниках мы сняли короткий фильм. Из других городов приезжают и учителя-стажисты, кто-то хочет смены обстановки, у кого-то складываются личные обстоятельства.

- Можно сказать, что вы уже начали растить собственные педагогические кадры?

- Мы любим всех своих звездочек-педагогов, любим, чтобы они зажигались. Делаем все, чтобы молодой педагог за три года укрепился в своих навыках и остался в школе. Но такому решению предшествует и другая работа. Так, в этом году мы предприняли, считаю, беспрецедентные шаги по профориентационной работе: заключили 34 договора целевого обучения с выпускниками школ, поступившими в Школу педагогики ДВФУ. Ребята в течение всего времени обучения будут получать добавку к стипендии со стороны Администрации Владивостока. А после окончания вуза новые учителя математики, физики, английского языка, учителя начальных классов придут в наши владивостокские школы. В следующем году по нашей просьбе открывают для целевого набора специальности «учитель биологии», «учитель химии». Считаем, это наш вклад в будущее! Эту работу будем проводить и в дальнейшем.

- Наверняка работа выстроена именно таким образом, поскольку вы не понаслышке знаете, что такое быть учителем?

- И поэтому тоже. Когда для себя ранжирую направления работы, то уверен, педагог, его личность – самое главное в учебном процессе, он не только дает знания, но и помогает социализировать ребенка в большом океане знаний. От его потребностей и нужд необходимо выстраивать нашу общую работу. Вспомните, как в ковидные времена социальные сети наводнили ролики о том, как ребята скучают и любят своих учителей. Официальные органы власти также должны проявлять подобную заботу и внимание к нашим педагогам.

- Как бы мы не романтизировали профессию учителя, но материальная сторона достаточно важна? На что может претендовать педагог?

- Заработная плата находится в прямой зависимости от нагрузки – учебных часов. Мы серьезно подняли с 1 сентября нынешнего года базовый оклад учителя до 20 тыс. руб., в 2021 году он составлял 14 тыс. руб. Такое повышение распространяется на всех учителей. Кроме того, идут надбавки за категорию, стаж, дальневосточный коэффициент. Средняя зарплата учителя во Владивостоке сегодня 60 тыс.руб., учитывая классное руководство (такая доплата составляет 10 тыс.руб.). В данном случае учитываем нагрузку – 24-27 часов. Как везде в отраслях экономики за хорошую работу педагогов премируют.

С правительством края хотим отработать механизм премирования педагогов за высшую категорию, сегодня такая надбавка достигает 20%, стремимся достичь 70%.

- Сегодня стали частыми ситуации, связанные с конфликтами учителей и учеников, они выливаются в сеть и создают определенную напряженность. Аудитория социальных медиа считает, что не всегда вина лежит на учителе. Как защитить педагога от нападок и возможно ли это сделать?

- Это острый вопрос, поэтому напрямую зависит от того, как выстроена работа педагогов и родителей. Современный родитель должен понимать, к кому обратиться в школе для урегулирования конфликта, иначе он пойдет в прокуратуру. Информационная открытость должна стать визитной карточкой каждой школы. Не зря этот год назван годом Педагога и наставника, школа не должна быть замкнутным местом, куда не возможно зайти и решить сложные вопросы. Что касается съемок, которые все чаще стали появляться в сети, то по закону мы не можем запретить вне уроков использовать телефоны детьми. Сегодня на добровольных основах перед уроками ребята сдают смартфоны. Часто спрашивают, не пришло ли время задуматься о видеонаблюдении в школе, чтобы на уровне медиации избежать конфликтов и понимать, кто является зачинщиком конфликтов? Отвечу, такая работа ведется, в ряде школ видеонаблюдение уже установлено, и она будет продолжаться.

- Новые густонаселенные районы Владивостока – Патрокл, Снеговая Падь очень ждут открытия школ. Чем можете обнадежить родителей и ребят?

- Полноценный образовательный процесс в районе Патрокла планируем начать 1 сентября 2024 года, уже сейчас идет конкурс на замещение должности директора. Интересно, что уже есть местные жители этого района, которые готовы пойти работать учителями в новую школу. А пока с района Патрокл организован подвоз детей в центр образования «Вектор» на Тихой, как в первую, так и во вторую смену. Таким же образом город работает и с ЖК «Зеленый угол» и Ватутина. Для детей, обучающихся в школе № 82 и проживающих по улице Майора Филипова, также организован подвоз.

Концессионное соглашение заключено и на строительство школы в районе Снеговой пади во Владивостоке. Образовательное учреждение планируют возвести на 1100 мест. Срок сдачи строительно-монтажных работ – декабрь 2024 года, следовательно, учебный год здесь может начаться не раньше 1 сентября 2025 года.

- Сегодня вспомнили о производственной практике, принятой в свое время в советских школах. Если в перспективе желание восстановить такой институт?

- Мы фактически возрождаем это направление, во владивостокских школах уже внедряется практика «аттестат с профессией». Ученики пятнадцати школ из 9-11 классов выезжают на практику в колледжи города, получают свои первые профессии. Например, ребята могут получить после окончанию школы свидетельство о дополнительной специальности электросварщика. В лицее №41 и в гимназии №2 получат свидетельство медицинской сестры.

Проводя анализ, видим, что число ребят, что хотят получать свою первую профессию, растет. В нашу задачу входит – направить в старшие классы наиболее мотивированных школьников, которые затем пойдут в вуз. Кроме того, в четырнадцати школах Владивостока внедрен проект «Технологический класс», дважды в неделю ученики 10-11 классов занимаются в ДВФУ, принимая участие в практических и лабораторных занятий. Ребят доставляют в кампус на острове Русский централизовано вместе с педагогом на выделенном городом транспорте. Кроме того, сегодня статьи расходов стабильны, и школы получают финансирование на оборудование кабинетов информатики, физики, химии, биологии. Практически все школы Владивостока обеспечены цифровыми лабораториями. И это тоже вклад в профориентацию.

- Не менее важный бытовой вопрос, поступающий от родителей. Туалетные комнаты в школах по-прежнему оставляют желать лучшего. Ребята там курят, о санитарных нормах в этих помещениях тоже сложно говорить. Стоит ли ждать изменений?

- Последние годы мы серьезно занимались внешним контуром зданий школ, решали проблемы с отоплением и оборудованием. Мы понимаем, что вопросов остается много, поэтому активно включаемся в федеральные программы ремонта соответствующих помещений – санузлов и пищеблоков. Готовим планомерно документы и собираемся делать эти помещения комфортными. А курение у туалетах – вопрос воспитания, обоюдный вопрос семьи и учителей, надеемся, постепенно эта проблема тоже будет решена.