Он родился 17 декабря 1923 в Краснодарском крае. Учился в аэроклубе, а затем в военно-авиационной школе пилотов.
Получил звание лётчика-истребителя. В ноябре 1942 попал в 286-й истребительский полк. Участвовал в оборонительных действиях в Ленинграде. За первые 6 месяцев службы он уже совершил 120 боевых вылетов.
Попал в плен
В мае 1943 он поднялся в небо не на своём самолёте, а на запасном. Это был второй полёт за день. Всё шло по плану, пока внезапно не забарахлил двигатель. Самолёт ЯК-16 вдруг начал сдавать обороты, а лётчик находился в этот момент над землями противника.
Лошаков развернул машину, чтобы вернуться на базу. Но за ним увязалось вражеское судно. С неисправным мотором, да ещё и «хвостом» он попытался выдавить штурвал, но впереди появился Мессершмитт-110.
Николай не удержался и открыл по нему огонь, попав в один из моторов. Но тут же с обеих сторон его окружили 2 вражеских самолёта. Они обстреляли его так, что судно загорелось.
А пилот получил ранения в руку и ногу. Но ему удалось дотянуть до своей территории, а там уже выпрыгнуть с парашютом. Однако порывистый ветер отнёс его прямо в логово врага.
Немцы приняли 19-летнего солдата за новичка и решили, что это был его первый полёт. Они начали предлагать сотрудничество и работу на их авиацию. Среди других пленных Николай встретил командира Банщикова. Тот сказал, что немцы намерены создать целую эскадрилью из пленных. Тогда Лошаков согласился с расчётом потом их предать.
План побега
Его отправили в Псковскую область. Там он работал на аэродроме. У него была свобода передвижения. Но в небо его не допускали. Он помогал на земле. Там он познакомился с пехотинцем Иваном Денисюком.
Они вместе начали разрабатывать план побега. Иван нарисовал новому товарищу, как выглядит панель управления самолёта. Также нашёл для него немецкую куртку и головной убор.
И вот однажды предоставился удачный случай. Фашистский лётчик приземлился на аэродром и пошёл отдыхать. Денисюк заправил самолёт, а Лошаков в это время переоделся в кустах и неспешным шагом отправился к судну.
Как только 2 товарища оказались внутри, они сразу же поднялись вверх. Немцы тут же организовали погоню. Им удалось ранить пилота, но советские солдаты всё равно от них ушли.
Наказание
Николай посадил судно в картофельном поле, пролетев до этого 300 км. Это был первый случай в истории, чтобы из немецкого плена сбежали на их же самолёте. Приятели сдались советской разведке. Они предъявили советские документы и рассказали подробно, как всё было.
Но их всё равно отправили под трибунал за измену Родине. Николай получил срок 3 года лагерей, а Иван – целых 20. Им было сказано, что в плену следует застреливаться, но не сдаваться. А то, что они сдались, чтобы сбежать, никого не интересовало.
Но уже в августе 1945 Лошакова отпустили и погасили судимость. Сначала он работал в центральном аэропорту авиаотряда. Но потом ушёл на шахты, поменяв небо на подземные просторы.
Встреча угонщиков
В 1960-м Николай отправился в отпуск в Абхазию, в город Ткварчели. Там он встретился с давним приятелем Иваном Денисюком, с которым они вместе угнали самолёт. Они наверняка вспоминали свой невероятный поступок.
В 1984 Лошаков перебрался на юг, в свой родной Краснодарский край, где вскоре и скончался.
Как вам история? Делитесь впечатлением в комментариях и ставьте лайк, если понравилась статья.