Найти в Дзене

«Седьмой змей» Грэма Макнилла: отличные парни с «Сизифея» VS Альфа

Из множества групп и команд Ереси одна из самых симпатичных — троица Вёлунд-Шарроукин-Тарса, лоялисты из Расколотых легионов, и их очень разные товарищи. Их линия начинается в романе Макнилла «Ангел Экстерминатус», в котором Гвардеец Ворона Никона Шарроукин выпускает в Фулгрима иглу из снайперской винтовки и в первый раз убивает Люция. О последней книге цикла — "Сыны Селенар" — я уже рассказывала, а сегодня у меня есть немного очень личного мнения о повести Грэма Макнилла «Седьмой змей».

«Седьмой змей» рассказывает о партизанской войне легионов, разбитых на Исстваане V, но не смирившихся с поражением. В центре сюжета — противостояние экипажа крейсера Железных Рук «Сизифея» и Альфа-Легиона. Экипаж состоит из ветеранов Исстваана V: Железноруких, а также уже упоминавшегося Вороненка Шарроукина и апотекария из Саламандр по имени Атеш Тарса. Капитан и командир, Ульрах Брантан, тяжело ранен — практически умер, однако его все еще держат в стазисе в надежде, что смогут вылечить. Повесть застает «Сизифей» как раз в тот момент, когда его экипаж сражается с кораблем Альфа-Легиона «Зета Моргельд», и выясняется, что Альфарии направлялись на соединение со своим примархом.

Помимо всего прочего, на «Сизифее» присутствуют киберорел Гаруда и пленный ксенос-сервитор Криптос, который способен расшифровывать любые сообщения. Или не любые? История Криптоса поведана в рассказе, который так и называется «Криптос», а сейчас ему придется сослужить лоялистам очередную службу…

Это, конечно же, фантастический боевик, но точно так же можно сказать, что это роад-стори о долгой дороге через космос — через пустоту — почти без надежды на победу, но с пониманием того, что «Сизифей» внесет свой вклад в сопротивление мятежу Хоруса. Поэтому если вы ожидали множество боевок — их будет в количестве. Яростных, с акцентом на стиль боя определенных легионов, о чем многие авторы забывают — но только не Макнилл. Нас ждут абордажные бои, бои при высадке, боевые действия и индивидуальные дуэли, словом, сражения на любой вкус.

Железные Руки. Худ. z-bozi
Железные Руки. Худ. z-bozi

Но хорошая книга, даже если это космический боевик, — она не про драки. Скажем так: главный признак бульварного чтива — это жанровые особенности ради них самих. Железки ради железок, саспенс ради саспенса, боевки ради боевок. В хорошей же книге через приметы жанра автор рассказывает нам о чем-то важном: реализует мета-идею. И еще: хорошая фантастика — прежде всего о людях. И у Макнилла получилась хорошая книга и хорошая фантастика. В «Седьмом змее», помимо боевок, очень есть что почитать.

Макнилл берет своих персонажей и, совершенно в духе экзистенциализма, ставит их в экстремальные, стрессовые условия, заставляя делать трудные выборы, чтобы через них раскрыть характеры и ценности. Показать то, за что многие любят эту книгу больше всего — верную дружбу очень разных людей. И ненавязчиво подвести читателя к мысли о том, что есть незыблемые, неизменяемые вещи, что бы ни происходило вокруг.

Тоже Железные Руки. Худ. Stefano Villa
Тоже Железные Руки. Худ. Stefano Villa

Во многих книгах о Расколотых легионах, и в «Седьмом змее» тоже, немало внимания уделяется тому, как находят — или не находят — общий язык Воронята, Саламандры и Железнорукие. Часто не находят, и часто — по вине Железноруких. Шарроукин в этой компании подчас выступает как голос разума, к которому далеко не всегда прислушиваются. Как не всегда прислушиваются и к Тарсе, хотя он из всех героев книги самый мудрый.

Пожалуй, только Велунд сумел найти в себе достаточно гибкости, чтобы оценить советы друзей из других легионов по достоинству. Но и он с трудом принимает предостережение, когда на борт «Сизифея» ступает сам Медузон. Ведь это герой легиона, его надежда, и рядом с ним оживают почти уже умершие надежды Железноруких с «Сизифея», как можно ему не доверять?

А меж тем Шарроукин расскажет товарищам — и нам — о своей жизни на Ликее, полной горестей. И Тарса поведает о драконах Ноктюрна, не забывая обучать Шарроукина работе в кузнице. Сабик Велунд в это время будет занят работой с Криптосом (вот он, научно-фантастический элемент! Недаром этот герой получил фамилию в честь скандинавского бога-кузнеца: как настоящий Железный Отец, он технически продвинут и мастеровит).

Атеш Тарса и Никона Шарроукин. Худ. Brown-mouse55
Атеш Тарса и Никона Шарроукин. Худ. Brown-mouse55

Над особенностью киборгов в Вархаммере стоит поразмыслить отдельно. В каждой вселенной эту идею реализуют по-разному, но Варха решила ее необычно. И вот мы видим, с одной стороны, Железных Рук, которые считают, что таким образом чтят Машину — а Тарса называет их аугментику без нужды самокалеченьем, а с другой — Криптоса, который, по сути, сервитор, насильственно сращенный с машиной живой и страдающий ксенос, поставленный на службу экипажу «Сизифея». А ведь есть еще и Гаруда, и капитан Ульрах Брантан, и прибор под названием «Железное Сердце», и фратер Таматика, и оглохший после Исстваана Игнаций Нумен — и каждый из них воплощает еще один аспект взаимодействия живого существа и машины.

Но ни с какой машиной не может быть так сложно, как с человеком. Особенно если он — сам примарх Двадцатого…

О чем эта книга на самом деле? О дружбе. О надежде. О том, как легко принять врага за друга, когда ты измучен одиночеством и безнадежностью. О людях, затерявшихся в железном буране Ереси, но не изменившим себе и данному однажды слову.

А если не искать глубокий смысл, то просто о нескучных лоялистах — и хитрой Альфе.

Не забываем ставить лайки, и напоминаю, что у меня есть канал в телеграме, где, кроме рецензий, много артов и разного околокнижного по Вархаммеру:

Нетопырь читает Ваху

Бонус:

Никона Шарроукин. Худ. Marscop
Никона Шарроукин. Худ. Marscop