Найти тему
Нетопырь читает Ваху

«Сыны Селенара» Грэма Макнилла: классные парни из расколотых легионов и Магна Матер

В цикл Осады Терры входят, кроме восьми романов, рассказы и повести. Одна из них — пожалуй, особо примечательна, во-первых, потому что это Макнилл, один из корифеев БЛ, во-вторых, потому что это «Сыны Селенара».

Повесть подводит итог сразу двум сюжеткам: линии очень популярной команды «Сизифея» и важной сквозной линии Вархаммера в целом, к сожалению, мало освещенной в БЛ-овской художке, — линии генокультов Селенар. Чтобы полностью прочувствовать ее, нужно читать предыдущие книги — «Ангел Экстерминатус», «Криптос», «Седьмой Змей». Хотя и не обязательно.

С геноведьмами — членами культов Селенар — связано само понятие Космодесанта. После бегства Амар Астарте Император считал необходимым довести до конца разработку проекта «Космодесант». Сделать это смогли генные культы Луны. Правда, Селенар с ним сотрудничать не хотели, считая мужчин вообще и Императора в частности воинственными и подозревая, что создание астартес приведет лишь к увеличению войн (к слову, с этим не поспоришь). В итоге Император принудил их к сотрудничеству силой, за что они и отомстили ему, практически уничтожив 3-й легион. Но это все дела давно минувших лет.

С экипажем «Сизифея» мы впервые встретимся в книге «Ангел Экстерминатус». Это астартес из Расколотых Легионов — Железные Руки Сабик Велунд, Кадм Тиро, технодесантник Фратер Таматика и капитан Ульрих Брантан, Гвардеец Ворона Никона Шарроукин (он же в устах ру-комьюнити Шикарноукин — феноменальный фехтовальщик, победивший без труда Люция, и снайпер, влепивший болт в висок Фулгриму) и Саламандра, апотекарий Тарса. Ах да, еще механический орел Гаруда (к вопросу о том, мечтают ли астартес об электроорлах). Все они вырвались из мясорубки Истваана. Смертного экипажа на их ударном крейсере «Сизифей» практически не осталось, за вычетом нескольких сервиторов, Ульрих Брантан тяжело ранен, и Тарса бьется над тем, чтобы его хоть как-то подлечить; в финале книги «Седьмой Змей» он все-таки поставит капитана на ноги, заменив большую часть его тела аугметикой. В той же книге будет тяжело ранен Кадм Тиро, исполнявший обязанности капитана. Кроме них, на корабле имеется ксеносский живой механизм Криптос, способный расшифровать послания по воксу.

Повесть начнется с того, что последние геноведьмы Селенар готовятся бежать или погибнуть и договариваются уничтожить свои разработки, но сохранить Магна Матер — матрицу создания космодесантника.

А в это время в Солнечную систему входит «Сизифей». Корабль потрепан и держится на честном слове, Кадм Тиро при смерти, боеприпасы заканчиваются… а капитан Ульрих Брантан одержим желанием сражаться. Что провоцирует постоянные споры между ним и Шарроукином (Тарса мудро отсиживается в апотекарионе, усиленно врачуя Тиро). Ударный крейсер — крупинка в громадном замесе Осады, но он внезапно перестает быть таковой, когда принимает сигнал бедствия с Луны. Теперь от шести измученных космодесантников на дышащем на ладан звездолете зависит очень много…

Космодесантник Железных Рук
Космодесантник Железных Рук

Очень любопытно наблюдать за тем, как общаются эти шестеро. Железные Руки вообще очень специфический легион, достичь взаимопонимания с ними не так-то просто, но в итоге они все мало-помалу учатся друг у друга. Под конец мы видим глубокую привязанность и верность. Это больше чем вынужденный союз, каким он был поначалу, и больше чем боевое братство — это настоящая дружба. Хотя и не во всем.

По таймлайну все это происходит именно в тот момент, когда в Солнечной системе появляется Хорус. Его воины занимают Луну. С ними придется сразиться и экипажу «Сизифея».

В целом книга написана динамично и увлекательно. С кучей крайне драматических моментов, кровавыми боевками, с жуткой безнадегой и верой в человека несмотря ни на что. Штука в том, что наша любимая Ваха давно вышла за рамки развлекательной литературы в стиле «пыщ-пыщ-ололо», и хотя само БЛ этого, похоже, еще не заметило, но заметил Макнилл. Повесть ценна не только железом и кровью, не только сражениями, борьбой и чудовищами, — она ценна гуманистическим посылом, идеей поступков не во имя ненависти и мести, а во имя человечества, нравственным выбором, который постоянно приходится делать героям. А ведь это очень неидеальные герои. С кучей недостатков, с тяжелыми характерами, с психологическим надломом. По сути, это просто люди. Или не просто. Человек это вообще не просто, но экипаж «Сизифея» все сделает правильно…

Если вам нужна старая добрая научная фантастика с налетом гротеска и мрачной безнадеги — вы по адресу. Если вам нужен залихватский экшен с превозмоганием и истинно вархаммеровским гримдарком — вы по адресу. Если вам интересно почитать про сложные отношения людей из очень разных легионов с принципиально расходящейся не только боевой доктриной, но и мировоззрением в целом, — вы снова по адресу. Если вы любитель истинно мужской суровой дружбы, троица Велунд-Шарроукин-Тарса создана специально для вас. Но чтобы проникнуться «Сынами Селенара», нужно быть еще и ценителем чертова стеклища — потому что в этой книге нам с лихвой отсыпали трагедии и отчаяния. В «Сынах…» мы получим ядреный катарсис, выжатый на максималку.

Никона Шарроукин
Никона Шарроукин

Сюжетная линия «Сизифея» выстроена так, что напоминает старые кельтские саги о героях. Как правило, герои в них рождаются и воспитываются при необычайных обстоятельствах — Шарроукин помнит Ликей; затем совершают необыкновенные подвиги — и космодесантники с «Сизифея» их совершают. И заканчивается это все славной гибелью, перед которой герои обязательно изрекают мудрую речь. Такова специфика жанра.

Но если кельтская душа Грэма Макнилла просила героической саги, то моей душе хочется хоть какой-то справедливости. Я буду верить, что хотя бы Никона выживет в тенях и в гибернации. Кто-то же должен передать Магна Матер Империуму?