Найти в Дзене
Друг для друга Курск

«Сия церковь великолепием своим превосходит прочих всех». Загадки и легенды Сергиево-Казанского собора Курска

Оглавление

Сергиево-Казанский кафедральный собор на улице Максима Горького в Курске обращает на себя внимание воздушностью, ажурностью и легкостью. Согласитесь, он отличается от других курских храмов. Построен каменный собор был в XVIII веке на месте сгоревшей деревянной церквушки во имя Сергия Радонежского. Отсюда и старое название улицы Горького – Сергиевская, как и название современного собора.

Деревянная Сергиевская церковь сгорела в 1751 году. В этом храме находился один из чтимых списков Казанской иконы Пресвятой Богородицы, который чудом уцелел в огне. Похожая история произошла уже в этом веке. В 2007 году пожар, вспыхнувший в иконнице, помещении для хранения икон, повредил больше 100 образов. Но список иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной остался невредим. Вообще, с этим собором связано много интересных историй, событий и легенд.

На пепелище обнаружили нетронутую огнем икону

«В 1751 году прихожане, расчищая пепелище, обнаружили совершенно не тронутую огнем икону. Жители увидели в этом особое предуказание Царицы Небесной и решили построить на том же месте каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преподобного Сергия», – пишет священнослужитель и публицист Лев Лебедев.

Вот что о том времени в своей книге «Прогулки по Курску» писал краевед Владимир Степанов: «Середина XVIII века ознаменована в России торжеством пышного и блестящего архитектурного стиля барокко. В это время архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, ярчайший представитель этого стиля, создает свое лучшее творение – Зимний дворец, вершину своего творчества, символизирующую расцвет русского барокко».

   Сергиево-Казанский собор возводился 26 лет – с 1752 по 1778 год
Сергиево-Казанский собор возводился 26 лет – с 1752 по 1778 год

Степанов неслучайно упоминает Растрелли. В главных его творениях (среди которых уже упомянутый Зимний дворец, а также Смольный собор, Царское село) можно найти определенное сходство с Сергиево-Казанским собором. И дело не только в одном архитектурном стиле – барокко... Но об этом чуть позже. А пока перенесемся в 1752 год, когда на улице Сергиевской Курска началось строительство церкви.

«Средства на постройку храма были собраны среди прихожан, большой вклад сделал курский купец Карп Первышев, – читаем у Лебедева. – Подряд на строительство собора взял курский купец, известный в те времена строитель церквей Исидор Мошнин. Ему принадлежало несколько небольших кирпичных заводиков невдалеке от Курска. Умирая, он оставил начатое им созидание каменного храма во имя преподобного Сергия на попечение своей супруги».

-3

Агафья Фотиевна, женщина набожная, стройку продолжила и лично контролировала. В одну из таких инспекций взяла с собой младшего сына – 7-летнего Прохора. «Осматривая колокольню, мать и сын поднимались все выше и выше. В какой-то момент Прохор отстал. Мальчику захотелось взглянуть вниз. Он облокотился на перила в одном из проемов, перевесился через ограждение и вдруг... упал. Мать услышала, как он вскрикнул, и, холодея от ужаса, сбежала с колокольни. Она была уверена, что сын разбился насмерть. Но спустившись, нашла Прохора живым и невредимым, разве что немного испуганным. Агафья Фотиевна поняла, что произошло настоящее чудо, и ещё сильнее уверилась в особом предназначении сына», – это один из вариантов чудесной истории. Впрочем, все они похожи, отличаются разве что незначительными деталями. Кто-то пишет, что мальчик упал на землю, другие утверждают, что на камни и строительный мусор...

Пройдут годы, и купеческий сын Прохор Мошнин прославится под именем преподобного Серафима Саровского.

При чем здесь Растрелли?

«Сергиево-Казанский собор возводился 26 лет. Еще в процессе строительства, в 1762 году, нижний (будничный) храм был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1778 году – верхний (праздничный) храм в честь Казанской иконы Божией Матери», – пишет Лев Лебедев.

Краевед Владимир Степанов уточняет, что само каменное здание было закончено в постройке в 1762 году. А 16-летний разрыв между освящениями нижней и верхней церквей был вызван длительной и кропотливой работой над роскошным иконостасом.

Когда собор был построен, подняться в верхнюю церковь можно было лишь по двум наружным чугунным лестницам, что было явно неудобно, особенно зимой из-за снега и льда. «В 1837 году к колокольне была пристроена лестничная клетка в стиле ампир по проекту архитектора Грознона, нарушившая стилевое единство здания, – пишет Степанов. – В основном же собор сохранил свой первоначальный вид до наших дней с северной, восточной и южной сторон, так как, кроме покраски стен, крыш и реставрации скульптурных деталей, никаких капитальных работ на фасадах не проводилось. Внутри собора в нижней церкви в 1866 году были перемощены полы, а арки отделаны под мрамор».

«Сия церковь великолепием своим превосходит прочих всех», – было сказано в старинном документе. И тут настало время вернуться к Франческо Бартоломео Растрелли (в России его, кстати, называли Варфоломеем Варфоломеевичем). Долгое время считалось, что именно он возводил курский собор.

«В седьмом томе «Живописная Россия», изданном в начале XIX века, под фотоснимком, как там сказано «Казанского собора», говорится, что здание сооружено по плану знаменитого Растрелли. Однако сам архитектор в составленном им списке своих работ, кроме построек в Петербурге, Прибалтике и в Москве, упомянул лишь Андреевский собор в Киеве. Архивных документов, подтверждающих, что курское здание Сергиево-Казанского собора построено по чертежам Растрелли, нет», – писал Владимир Степанов.

Возможно, в том, что авторство проекта приписали Растрелли, «виноват» и Александр II. Читаем в книге «Путеводитель по Курску»: «Своды собора видели многих русских царей. Императрица Екатерина II, осмотрев церковь, не высказала особого восхищения, так как в то время она явно тяготела к классическому стилю. Зато ее правнук, Александр II, подходя к собору, воскликнул восхищенно: «Узнаю Растрелли!»

При этом краевед признает, что в Сергиево-Казанском соборе многое напоминает характерные приемы гениального зодчего. Все те же нарядные оконные наличники, колонны примыкают непосредственно к массивам стен, на пилястрах вместо завершающих капителей помещены картуши (тип декоративной лепнины в виде щита или полуразвернутого свитка, в центре которого нанесена определенная символика: герб, эмблема, надпись, – ред.).

Замурованные в стене подвала ценности

Собор чудесным образом сохранился в Великую Отечественную войну, несмотря на то, что центр Курска сильно пострадал от бомбежек. В ХХ веке службы не совершались всего восемь лет – с 1934 по 1942 год. Но и пустым здание не оставалось.

   Экспозиция Курской областной картинной галереи, открытой в 1935 году в здании Сергиево-Казанского собора
Экспозиция Курской областной картинной галереи, открытой в 1935 году в здании Сергиево-Казанского собора

«В 1920-е годы неоднократно делались попытки открыть в Курске музей искусств, – рассказывают в картинной галерее имени Дейнеки. – Однако окончательно эта идея была осуществлена в 1935 году, когда около 200 экспонатов художественного отдела краеведческого музея были выделены для создания Курской картинной галереи. Первая экспозиция галереи развернулась в стенах Сергиево-Казанского собора. Состояла она из произведений западноевропейской и русской живописи, а также картин курских художников». Картины выставлялись на втором этаже собора. На первом была художественная студия.

   Вторая областная выставка произведений курских художников в залах галереи
Вторая областная выставка произведений курских художников в залах галереи

В сентябре 1941 года в Сергиево-Казанский собор перевели еще и антирелигиозный музей. Но просуществовал он недолго: краеведы пишут, что в начале оккупации он был разграблен.

С 1939 года до конца сороковых в галерее работал Стефан Таранушенко. Когда слухи о приближении к Курску немцев становились все настойчивее, вместе с директором галереи Эльяридой Крауклис он организовал подготовку ценностей к эвакуации в Уфу. Однако недостаток времени и ресурсов не позволил вывезти в тыл все предметы. Наиболее ценные из оставшихся Стефан Андреевич собственноручно замуровал в стене соборного подвала, сам же поселился в сторожке неподалеку, чтобы охранять тайник с картинами.

Эта история стала известна благодаря воспоминаниям Александры Минаковой, с марта 1943 года исполнявшей обязанности директора галереи. «Когда захватчики обнаружили и вскрыли тайник, Стефан Андреевич горел бессильным гневом, – писала она. – Принимал картины какой-то немецкий генерал. Он тут же сортировал картины: одни для изъятия в Германию, другие – оставить в музее. Мы, работники галереи, забирали работы, предназначенные нам, и поспешно уносили в фонд. Картины подвергались осмотру Таранушенко и лучшие из них он… снова прятал!»

После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался.

Подготовила Александра БЕРЕГОВАЯ, фото vk.com/serg_kazansky, картинной галереи им. Дейнеки

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1518/new/018760/.

Архив статей газеты ~ № 47 (1518) 21 ноября ~ 2023 год.