RuNews24 уже затрагивал состояние торговой отрасли России. Сегодня разберемся, как себя чувствует ее наиболее динамично развивающийся сегмент – онлайн-коммерция.
Статья по теме: Торговля в России восстанавливается ускоренными темпами после «испуга» 2022 года
Динамика и структура e-commerce
Данные участников рынка и госрегуляторов показывают сильное присутствие онлайн-торговли в России.
Например, по итогам октября 2023 россиянами было совершено 226 млн покупок со средним чеком 1046 руб. На каждого заказчика в среднем пришлось шесть покупок.
Эти показатели сопровождаются внушительной динамикой.
За последние 5 лет рынок e-commerce вырос в 3 раза, достигнув в 2022 году объема 5 трлн руб. Число покупателей на нем превысило 70 млн человек.
Тенденция роста продолжается и в текущем году: за 9 месяцев величина рынка достигла 4,3 трлн руб. Ожидается, что годовой темп роста превысит 15%.
Рис. 1. Динамика e-commerce в России. Источник: Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ)
Прогнозируется, что к 2026 году величина рынка e-commerce превысит 11 трлн руб.
Однако пока Россия отстает по проникновению онлайн-торговли от других стран: по итогам 2022 года ее доля в продажах составила 11,7%. Для сравнения, в Великобритании этот показатель равен 26%, а в КНР – 27,2%.
К тому же наблюдается сильная диверсификация по регионам – от наиболее продвинутой Москвы, где через Интернет совершается 20% покупок, до отдаленных регионов, где на e-commerce приходится порядка 2% продаж.
Рис. 2. Региональное проникновение e-commerce в России. Источник: Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ)
Если рассматривать продуктовую структуру онлайн-шоппинга, то лидерами на внутрироссийском рынке по итогам 9 мес. 2023 года являются (млрд руб., % от общей величины продаж):
- цифровая и бытовая техника – 813 (19%);
- мебель и товары для дома – 720 (16,7%);
- одежда и обувь – 661 (15,3%);
- продовольствие – 528 (12,2%);
- товары для красоты и здоровья – 349 (8%).
На все остальные товары (книги, автозапчасти, для животных и т.д.) приходится менее 30% продаж.
Перспективы e-commerce
Бурное развитие покупок через Интернет не является спецификой России – это мировая тенденция.
Например, в Китае по итогам 2022 онлайн-продажи превысили 2,8 трлн долл. – рост за два года на 25%.
Соответствующие показатели у США – 811 млрд и 32%.
Глобальные тренды, способствующие бурному развитию e-commerce:
- повсеместное проникновение Интернета, в т.ч. при помощи смартфонов;
- развитие цифровых платежных систем, позволяющих оплачивать покупки в Интернете;
- рост востребованности со стороны продавцов (глобальный охват, но без необходимости физического присутствия);
- удобство для потребителей (покупка товара доступна в своем регионе, причем в любое время суток).
Большой толчок онлайн-коммерции дала и пандемия COVID-19 с её многочисленными ограничениями офлайн контактов. Реагируя на это, потребители значительно увеличили интернет-активность, в т.ч. в сфере совершения покупок.
В ближайшие годы отечественный рынок e-commerce будет развиваться под влиянием глобальных трендов, но с учетом своей специфики.
Ключевые тренды российской онлайн-коммерции в 2023 году:
- снижение доли импульсных и премиальных покупок;
- уменьшение средней стоимости покупок (-20% к 2022);
- переток продаж на маркетплейсы из других онлайн-магазинов;
- лидерство Wildberries и Ozon (в них сделано 77% онлайн-заказов).
Дальнейшее развитие российского сектора e-commerce будет зависеть не только от активности продавцов и покупателей, но и от стратегии соответствующих госструктур. Как показывает недавняя история с Wildberries, сейчас они нацелены на ограничение монопольной власти крупнейших маркетплейсов и защиту прав потребителей.