Екатерина Михайловна третий год живет одна. Но одиночеством не страдает. Еще со времен болезни мужа, когда ее Федор был прикован к постели, ей спешили на помощь подруги, знакомые, случалось, что забегали на огонек и бывшие сослуживцы.
Вот и сегодня, в Михайлов день, она готовилась собрать стол. Встала раньше обычного, поставила тесто, замариновала в майонезе курочку, поставила варить овощи на салат. Освободилась минутка, и она заглянула в телефон. Последнее время с вечера его отключает, потому что идут всякие смс, мешают ей заснуть.
На лице появилась улыбка, пришло сообщение от снохи, которая редко ее баловала. «Еду, ждите в гости». Сразу в голове пронеслась мысль: случилось что-то невероятное, раз Люба решила ее навестить. Екатерина Михайловна не раз просила сына и ее, чтоб приехали, помогли с отцом. Федор лежал целый год, а отсутствием аппетита не страдал, вот его и разносило в разные стороны.
Старалась кормить больного мужа диетическим, но он отказывался принимать это в пищу, часто бывало, что тарелки летели ей вслед… Поднимать его женщине стало невмоготу. Если бы не помощь подруг, надорвала бы себе живот. И на похороны Славик приезжал один, Люба сказалась больной.
- Интересно, ни даты, ни времени, когда я ее должна ждать? – Екатерина Михайловна частенько разговаривала сама с собой. – Что ее заставило вспомнить обо мне? А ведь это Люба виновата, что внуки забыли про меня. Все старалась возить их к своей матери… Как будто я – не бабушка. – Но тут она вспомнила, что неплохо бы на стол по случаю православного праздника поставить и наливочки. Полезла по шкафам в поиске припасенной на всякий случай бутылочки.
Подошло тесто… И время для Екатерины Михайловны побежало быстро, она и не заметила, как наступил полдень: пора ждать гостей. Сняла с себя домашнюю одежду, принарядилась в выходное платье. И голова была в порядке: короткая стрижка ей к лицу и особого ухода не требовала. Намочит волосы утром, причешет и никаких заморочек.
Первый звонок в дверь заставил ее забыть про свою длинную толстую косу, зависть многих женщин. Первой гостьей ее была сноха. Но вид ее до мозга костей городской женщины просто удивил свекровь.
- Люба, что стряслось? Почему ты так плохо выглядишь?
- Славка от меня ушел, для кого мне теперь наряжаться? – Екатерина Михайловна никогда не поверит, что ее спокойный сын, для которого семья была на первом месте, мог уйти от жены. Должно произойти что-то невероятное… Да и то его, домоседа, сколько помнит мать, буквально выталкивала из дома, чтоб встретился с друзьями.
Люба была первой его женщиной, он сразу на ней женился, как она забеременела, хотя мать не одобрила его выбор. Эта деревенская девчонка сразу начала из себя строить городскую капризную барышню. А уж к домашней работе совсем была не приспособлена, как будто ее растили в семье, где было сотни нянек.
Но Екатерина Михайловна сразу ее раскусила и отправила сына с семьей на съемную квартиру. Долго они там не задержались. Как только родилась Милена, уехали к югу, где у Любы жила какая-то родственница. К ней приезжали раз в год в период отпуска, и то большей частью Славик, а сноха гостила у своей матери…
- Вы должны поехать со мной и поставить своего сына на место.
- Давай договоримся, что ты успокоишься. Сейчас ко мне придут гости, им необязательно знать, что происходит в нашей семье. Поэтому улыбайся, все вопросы будем решать, когда их проводим. – И опять звонок в дверь…
- О, да у тебя, Катя, гости! – Женщины приветствовали Любу, на стол клали все, что принесли с собой. В квартире сразу наступил галдеж. – Ну и погодка сегодня.
- А чего ты хотела? Уже конец ноября. Пора бы уже и снегу быть. – Нина говорила бы без умолку, но тут Екатерина Михайловна пригласила всех к столу. Первым делом похвалили ее золотые руки и кулинарные способности, а потом понемногу обо всем. Несколько хороших слов было сказано и в адрес Любы, что не забывает свекровь.
- При нашей жизни нечасто увидишь такое. Невестки чаще к своей матери ездят, а уж к нам, свекровям, только тогда, когда им что-нибудь нужно. – Екатерина Михайловна не сводила глаз с Любы, чтоб быть наготове, если у той развяжется язык.
За беседой женщины не заметили, как пролетел день. Да и невозможно было понять, который час, потому что дождевые облака заволокли все небо, сумерки опустились рано. Гости засобирались домой. Екатерина Михайловна всегда отдыхала душой в их компании, как бы заряжалась позитивом до следующей встречи. На сей раз душа ее кровоточила. Она не понимала, кого ей больше жалеть: сына или сноху.
Женщина надеялась, что Люба поможет ей убрать со стола, вымыть посуду, но та даже не сдвинулась с места.
- Ну рассказывай, что у вас там случилось?
- Загулял ваш сын, вот что случилось. А три дня назад собрал свои пожитки и ушел. Я сначала думала, что он решил меня разыграть.
- Этим, голубушка не шутят. Ты взрослая женщина, неужели раньше ничего за ним не замечала? Я бы не допустила, чтоб ваша семья распалась. – Екатерина Михайловна домывала последнюю тарелку и никак не могла дождаться от снохи истинную причину. – Не тяни кота за хвост.
- Славка работал шофером, неплохо получал, не сказать, что шиковали, но на жизнь хватало.
- А ты что? До сих пор не работаешь?
- Я не для того выходила замуж, чтоб горбатиться, мне и дома дел хватает. Бывает, что и за день все не переделаешь… Ну, так вот. Начальник предложил ему поработать у него на даче, ну, там, поливать, сорняки полоть, заодно и сторожить. Обещал вдвое больше платить.
- Наверняка, ты сама его уговорила согласиться? Я сына знаю, его трудно сдвинуть с насиженного места.
- А что в этом плохого, если ваш сын чуть спину погнет? Он должен полностью обеспечивать свою семью. А тут Миленка замуж собралась, Ленка поступила в университет в Ростове. Куда ни кинь, везде деньги нужны.
- Ты, Славка, крутись, а я буду сериалы смотреть… Все с вами понятно. Не обижайся, Люба, но мне кажется, что ты мужа ничуть не жалеешь.
- Чего его жалеть? Он мужик, добытчик. Дача меньше, чем у моей матери огород в деревне. Так она до сих пор хозяйство держит, со всем справляется одна. Еще и мне подкидывает копейку. Внучкам помогает.
- Этот укол в мою сторону? Ты не забывай, что я живу на одну пенсию. У меня квартплата, аптека…
- И вот на такие застолья хватает… - Любе больней хотелось уколоть свою свекровь, потому что она во всем всегда винила именно ее.
- Я сейчас позвоню Славику, узнаю причину, почему он оставил семью.
- Я представляю, сколько он сейчас выльет грязи на меня, чтоб только показать, какой он белый и пушистый. – Екатерина набрала сына и сразу накинулась на него.
- Все-таки выполнила свое обещание. Приехала к тебе. Наплела непонятно что, а ты и поверила. А не рассказала, что она два месяца непонятно где и с кем хороводилась?
- Сынок, ты-то почему ушел?
- Потому и ушел, когда было уже невмоготу носить оленьи рога. Стыдно стало перед начальником, когда он мне рассказал, что она связалась с его зятем…
Вячеслав возил своего шефа в командировку на машине. И там он узнал, что дочь звонила Кириллу Васильевичу и жаловалась, что захватила своего мужа с Любкой прямо в кабинете. Мужчина сначала не мог поверить в это, но шеф привел ему такие доводы, что все его сомнения развеялись. Вячеслав хотел совсем уволиться из компании, но начальник его уговорил:
- Ты, Слава, не руби сгоряча. Месяца три, и слухи утихнут. А пока можешь поработать у меня на даче. Зарплатой не обижу. А про свою жену забудь…
Он не любитель устраивать разборки с женой, поэтому по-тихому собрал свои вещи и уехал. Многое ему вслед кричала жена. Грозилась, что привезет его мать, она-то вставит ему мозги. Но Вячеслав не придал никакого значения этим словам. Любка – любительница стращать. Всегда этим добивалась всего, чего хотела.
Его, как и большинство мужчин, которым изменяют жены, охватила тоска зеленая, обида, какая-то непонятная жалость к себе. Жалко потраченных двадцать пять лет на Любку. У него теперь много времени, чтобы оглянуться назад, проанализировать свои ошибки. Мужчине даже стало казаться, что дочери не его, потому что ни в одной нет ничего от Вячеслава. Чего только не лезло ему в голову! Так и свихнуться можно, если бы не соседка Зинаида, которая с первого дня стала заглядывать к нему на огонек, частенько подкармливала… Но матери сейчас он этого всего рассказать не может.
- Я к ней не вернусь, иначе перестану себя уважать.
- Слава, может, еще все можно склеить, у вас же дети. - Екатерина Михайловна понимала, что сын поступил правильно, но, глядя на сноху, которая потеряла свой гонор и сникла, все-таки решила попробовать уговорить сына вернуться к жене.
- Мать, а ты спроси у нее, нужен ли я ей. Любке же только деньги мои нужны.
- А как ты хотел? Старшая дочка твоя замуж выходит, кто, как не родители, должны сыграть свадьбу? И Лене надо помогать… - Если бы мать видела сейчас сына перед собой, его побагровевшее от ярости лицо, она, конечно же, встала на его сторону.
- Пусть теребит теперь своих любовников, потрошит их кошельки… Или они уже прикрыли свои лавочки? Вовремя одумались, поняли, что ей от них было нужно. Ну все, мать, у меня дела, в ночь легкий морозец обещали, нужно накрыть краны и трубы, чтоб не перемерзли. А эту плакальщицу выгоняй. – Вячеслав отключился, а Екатерина Михайловна продолжала держать телефон около уха.
- А как же? Сыну поверили? Он наплел вам всякое в свое оправдание, а вы и уши развесили.
- Послушай, Люба, я не знаю, кто в вашей семье прав, кто виноват. Но уверена, что моего сына нужно серьезно довести, чтоб он решился на такой поступок.
- Не думала, что я вам столь противна, и внучки тоже, раз вы так слепо верите своему сыну. Оговорить можно всякого. – Люба вышла, хлопнув громко, по-мужски, дверью.
Екатерина Михайловна целую неделю не могла прийти в себя. Она уговаривала самое себя, что это их жизнь, и не стоит в нее вмешиваться. Сын и сноха взрослые люди. Теперь-то они точно знают, чего хотят. Их поведение не стоит ее слез и мучений. Впервые пожалела, что не родила дочку.
И кому было ее рожать. Ее-то Федор тоже не сахар был. По молодости блудил направо и налево. Остепенился уже после сорока. Рожать-то было поздно…
- Катя, -ты дома? – в дверь кричала и стучала соседка. Сначала женщина ничего не поняла, потом поспешила открыть дверь.
- Я же испугалась, не случилось ли чего с тобой. Целую неделю тебя не вижу. Сначала думала, что ты со снохой уехала к сыну в гости. А вчера прислушалась: телевизор работает.
- Да проблемы у меня в семье сына. Ушел он жены.
- Ты чего переживаешь? Он же не маленький ребенок. Поди, все обдумал и не раз.
- Да, через два года будет уже пятьдесят.
- Ну вот, а ты все переживаешь за него, как за подростка. Главное, чтоб был жив и здоров. Ушел… Эка невидаль! Сейчас сплошь и рядом то расходятся, то сходятся. Вон дочка у меня вышла второй раз замуж, так живет и радуется, муж над ней не надышится. У нее сейчас дружная семья, как она мне постоянно говорит, что ее счастье плещется через край. Так что у твоего сына все наладится. Себя береги.
И ночью Екатерине Михайловне приснился сон, что к ней приехал сын с новой женой, которая не давала ей даже подойти к плите, все делала сама.
- Мне кажется, вы уже свой родительский долг выполнили, теперь наша очередь заботится о вас. – Женщине так хотелось, чтоб ее сон сбылся.
Придет время, и он, действительно, сбудется.