Признанием звания аса в финской авиации служило награждение летчика самой почетной боевой наградой Финляндии – Крестом Маннергейма. Он вручался только за особые боевые заслуги: истребителям – за высокую результативность, летчикам бомбардировщиков и авиаразведывательных самолетов – за большое число боевых вылетов и особо удачные удары по противнику, или за доставленные особо важные разведывательные сведения.
Среди 191 награжденных Крестом Маннергейма II класса военнослужащих летчиков было 19. Из них 11 пилотов истребителей, и 8 летчиков ударной и разведывательной авиации. Первым в авиации Креста Маннергейма был удостоен сержант Ойва Туоминен, сбивший к моменту награждения 20 вражеских самолетов. Среди пилотов ударных самолетов первым Креста Маннергейма был удостоен Вильё Салминен. О лучших финских пилотах-истребителях я ранее уже публиковал статью; а ниже будет рассказано о некоторых лучших асах ударной и разведывательной авиации Финляндии.
SALMINEN Viljo Frithiof
Фельдфебель Вильё Фритьоф Салминен (1905-1991) - первый кавалер Креста Маннергейма в бомбардировочной авиации. За две войны он совершил 197 боевых вылетов. В конце 20-х гг. он прошел обучение на унтер-офицерских курсах и некоторое время служил радистом. В 1933 после летной подготовки стал пилотом двухмоторных машин, а в 1936 обучался «слепому» пилотированию по приборам, и был допущен к ночным полетам. Участвовал в Зимней войне, в ходе которой совершил 49 боевых вылетов на разведку и бомбежку противника.
В новой войне 1941-1944 гг. Вильё Салминен начал отличаться с первых дней. Так, 30 июня 1941 он атаковал с малой высоты советский железнодорожный эшелон, вызвав своими бомбами пожары в вагонах. В ходе атаки и его Bristol Blenheim «BL-106» был тяжело поврежден зенитным огнем: снаряд буквально вырвал второй топливный бак и разбил двигатель. Но летчик на одном моторе «дотянул» самолет до базы и успешно посадил машину. Затем 4 июля Салминен точным бомбометанием разгромил железнодорожную сортировочную станцию, поезд и цистерны с горючим. А 12 июля «Бленхейм» Салминена во время разведывательного полета дважды подвергся атакам советских истребителей, но каждый раз Салминен разворачивал свой самолет на них «в лобовую», этим маневром отрываясь от противника. За доставленные в том вылете ценные сведения командир Салминена отправил «наверх» представление на летчика к Кресту Маннергейма; однако высшее командование отклонило это представление, наградив Салминена Орденом Креста Свободы 3-й степени. Тем не менее, доставляемые Вильё Салминеном из разведывательных полетов (часто - на поврежденной машине) сведения были столь важны, что новое представление к награждению почетным орденом было командованием удовлетворено. И 5 ноября 1941 г., после своего 105 боевого вылета летчик первым в бомбардировочной авиации получил Крест Маннергейма. При этом командование оценило способности летчика, и теперь использовало его только для дальней разведки и фотографирования объектов в глубоком тылу противника. Для этого Салминена пересадили с потрепанного «Бленхейма» на германский Dornier Do.17 «DN-64», имевший более высокие летные характеристики. В 1944 году после выполнения 197-го вылета фельдфебеля Салминена перевели инструктором в авиашколу воздушных разведчиков. В этой должности он и закончил войну..
KAHLA Paavo Elias
Штурман капитан Пааво Элиас Кала (1918 – 1944) совершил за две войны более 250 боевых вылетов. Его военная карьера началась в 1938 году, когда по направлению студенческого союза он поступил в школу офицеров запаса. По ее окончании Кала получил звание младшего лейтенанта запаса. Во время Зимней войны летал в 3/LLv.14 штурманом на разведчике Fokker C.X.
С началом войны 1941-1944 гг. лейтенант Кала был вновь призван в авиацию, и по-прежнему занимался воздушной разведкой и корректировкой артиллерийского огня. В октябре 1941 он стал заместителем командира эскадрильи, а в декабре командир отослал руководству представление на награждение Кала Крестом Маннергейма. Так как ответа не последовало, а лейтенант Кала продолжал привозить из разведки ценные сведения, в апреле 1942 последовало новое представление; и 26 апреля Пааво Кала был удостоен Креста Маннергейма.
В августе 1942 Пааво едва не погиб. Во время разведывательного полета пилот его самолета был убит огнем с земли. Однако Кала совершил невозможное: перебравшись в кабину пилота, он взял управление падающей машиной на себя и довел Fokker до базы, чудом совершив благополучную посадку.
В апреле 1943 Пааво Кала был назначен командиром эскадрильи 3./LeLv.16; в июле 1944 он получил звание капитана. После заключения мира с СССР летчик во главе LeLv.26 принял участие в «Лапландской войне» против немцев. 23 октября 1944 г. в очередном разведывательном полете его Fokker C.X, который пилотировал сержант Йоуко Лиинамаа, пропал без вести. Обломки самолета и останки летчиков были обнаружены лишь осенью 1945 года...
MAUNULA Auvo
Майор Ауво Маунула (1907–1944) за две войны совершил более 200 боевых вылетов. После завершения обучения в офицерской школе Маунула с 1930 г. занимал различные командные должности, постепенно поднимаясь по служебной лестнице. Начало Зимней войны капитан Маунула встретил в должности командира эскадрильи LeLv.12; все четыре месяца той войны он занимался воздушной разведкой на Карельском перешейке. В войну 1941-1944 гг. майор Маунула вступил командиром эскадрильи LeLv.28, действовавшей в Восточной Карелии. Летая на разведку на устаревшем истребителе Fokker D.XXI, он не раз вступал в схватки с настигшими его вражескими истребителями, добившись при этом 3 воздушных побед. Но основной его деятельностью было наблюдение за передвижением войск противника, фотографирование его позиций и корректировка артиллерийского огня. В сентябре 1942 после 112 вылетов на разведку Ауво Маунула был удостоен Креста Маннергейма. К тому времени он уже летал на более современном самолете – на истребителе МS.406. на этой машине летчик и погиб 17 мая 1944 г. в авиакатастрофе.
EK Rolf Birger
Капитана Рольфа Биргера Эка (1911–1990) финны считают отцом противолодочной авиации. Именно этому летчику они приписывают идею сброса с самолетов на подводные лодки морских глубинных бомб (хотя в то же время этим пытались начинать заниматься и англичане).
Эк служил в ВВС с 1931 г., и к началу Зимней войны он стал командиром бомбардировочного звена 2/LeLv.6. В главе этого подразделения он совершил за четыре месяца 1939-1940 гг. 29 боевых вылетов, и уже тогда Эк пытался «бомбить» советские подлодки авиационными малыми «глубинками». Впрочем – совершенно безрезультатно: сброшенные глубинные малокалиберные бомбы просто взрывались при ударе об воду, и их малый заряд не мог нанести ушедшей под воду лодке какого-либо вреда (тот же нулевой эффект получался и у британских авиаторов).
Поразмыслив над проблемой, Эк «по блату» раздобыл у знакомых моряков несколько корабельных глубинных бомб, и начал серию испытаний с этим оружием. Ведь кроме освоения установки глубины взрыва в различных ситуациях необходимо было еще и определить, с какой высоты сбрасывать бомбу. При высотном бомбометании она могла повредиться при ударе о воду и не сработать, а при низком бомбометании – отрикошетировать от поверхности, и врезаться в самолет. Опыты Биргера Эка оценило не только финское командование, но и узнавшие об этом британцы, которые начали вооружать свои бомбардировщики Виккерс «Веллингтон» морскими глубинными бомбами (по крайней мере так считают финны, будто именно они «надоумили» англичан; хотя на мой взгляд вывод о применении более мощных морских «глубинок» напрашивался сам собой). А успехи английской авиации в борьбе против немецких и итальянских подводных лодок привели к тому, что вскоре примеру британцев последовали и другие вооруженные силы мира.
Что касается финской авиации, то эксперименты Эка показали, что имевшиеся у Финляндии бомбардировщики (в основном устаревших типов) мало пригодны для дальних полетов над морем с такой громоздкой нагрузкой. Поэтому «противолодочную» эскадрилью Эка вооружили отремонтированными трофейными советскими бомбардировщиками СБ, которые имели лучшую скорость и были более вместительными. Противолодочный финский СБ оснащался тремя глубинными бомбами, каждая из которых имела свою глубину срабатывания – в отличие от британцев, выставлявших глубину детонации перед сбросом, уже в ходе атаки, финны устанавливали ее еще перед полетом, на земле. Это было связано с малыми глубинами Финского залива, где охотились «противолодочники», к тому же «наземная» подготовка позволяла провести атаку более стремительно.
С началом войны 1941-1944 гг. эскадрилья Эка начала патрулирование Финского залива и охоту за советскими подлодками. В этих дальних рейдах финские СБ обычно летали без истребительного прикрытия – у финнов не было истребителей, способных так долго держаться в воздухе. Но благодаря хорошему камуфляжу и полетам на малой (всего 100 м) высоте финские СБ было довольно трудно обнаружить. Однако в случае вражеской атаки из-за такой малой высоты летчикам было уже невозможно спастись на парашютах. Тем не менее, действия противолодочной эскадрильи капитана Эка были признаны успешными: под руководством Биргера «противолодочники» заявили об уничтожении 8 советских подводных лодок. Из них 4 были записаны на личный счет капитана Эка. Правда, недавно при сравнении документов российские исследователи выяснили, что все «потопленные» Эком подлодки были только повреждены, и все вернулись на базу. Однако тогда это было не известно, и «за высокую боевую результативность» в феврале 1943 г. капитан Рольф Эк был удостоен самой почетной боевой награды Финляндии – Креста Маннергейма. Всего за время войны Эк выполнил 171 боевой вылет.
ÄIJÖ Lauri Alfred
Штурман лейтенант Лаури Альфред Аийё (1917-2004) стал последним в ВВС кавалером Крестом Маннергейма. Студент сельскохозяйственного института, он в 1938 году по направлению студенческого союза поступил в школу офицеров запаса. Поначалу обучался артиллерийскому делу, но вскоре был переведен в авиацию. Когда началась Зимняя война, Лаури Аийё еще учился в школе авиационных штурманов, и на фронт попасть не успел. Когда же он окончил учебу, бои уже прекратились, и младшего лейтенанта Аийё перевели в резерв.
Он продолжил было обучение в институте, но в начале июня 1941 недоучившийся студент был вновь призван на службу, и вошел в состав LeLv.44, вооруженной бомбардировщиками Бристоль «Бленхейм». Первые месяцы новой войны он летал штурманом на «Бленхейме» с бортовым номером «BL-106», который пилотировал Вильё Салминен, заработавший в тех полетах Крест Маннергейма.
В мае 1942 Лаури Аийё перевели в эскадрилью LeLv.48, занимавшуюся авиаразведкой. В разведполетах младший лейтенант Аийё зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, и когда его в декабре вновь вернули в LeLv.44, командование этой бомбардировочной части стало часто использовать его разведывательные навыки по назначению. Как лучшего в части штурмана Аийё забрал в свой экипаж командир 1/РLeLv.44 капитан Эркки Итавуори; и до конца войны получивший звание лейтенанта Аийё летал на его Ju.88A-4 с бортовым номером «JK-256». За эффективную разведывательную деятельность в 110 боевых вылетах штурман Лаури Аийё в декабре 1944 гг. (уже после прекращения войны против СССР) был награжден Крестом Маннергейма, став последним в ВВС кавалером этой награды.
СТАТЬЯ ОБ АСАХ-ИСТРЕБИТЕЛЯХ: Асы 2МВ: лучшие асы Финляндии
Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.