«Пори жену в младости, дабы покой был в старости!» ‒ гласила старинная русская поговорка. А ведь в допетровской Руси главенствовал «Домострой», который советовал учить женщин уму-разуму именно плетью и розгами, дабы спасти ее душу от грехов и пороков. Да и известная поговорка: «Бьет ‒ значит любит!» ‒ явно возникла в те давние времена…
В Русском государстве в XVI-XVII веках свобода нрава была не в чести. Особенно, это касалось женщин. Ведь на Руси испокон веков царили патриархальные традиции и главенствовали как в семьях, так и в обществе именно мужчины. Женщины же столетиями занимали подчиненную роль. И это касалось как простолюдинок, так и аристократок, например, девушек из княжеских и боярских родов. «Домострой», написанный в XVI столетии протопопом Сильвестром, так наставлял благочинных мирян:
«Подобает мужьям поучать жен своих с любовью и благорассудным наказанием. Жены мужей своих спрашивают о всяком благочинии, как душу свою спасти, и Богу, и мужу угодить, и дом свой хорошо строить, и во всем мужу покоряться, а что он накажет, то с любовью и со страхом внимать и творить по сему писанию. А в гости ходить и к себе звать и связываться, с кем муж велит».
В те времена истово верили, что телесное наказание жен уберегает их от грешного поведения и недостойных помыслов. Ведь иначе, велика вероятность того, что в голову женщины закрадутся срамные мысли навеянные лукавым. Тем более, что русские женщины были крайне привлекательными. Немецкий путешественник Ганс Мориц Айрман, так отзывается про внешность славянских красоток:
«Таковые с лица столь прекрасны, что превосходят многие нации. Они стройны телом и высоки, поэтому длинные, доходящие сверху до самого низа одежды сидят на них очень красиво».
А французский путешественник Жак Маржерет, посетивший Русское Царство во время Смутного времени, писал про местных красоток следующее:
«Женщины среднего роста, в общем, красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по их лицу и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а также иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы».
Как видите, русские девушки всегда выделялись красотой и дабы уберечь их от соблазнов, мужчины держали своих жен в ежовых рукавицах. Так, знатным женщинам не дозволялось в одиночестве покидать дом, отправляясь на торг или в церковь. Запрещалось разговаривать с незнакомыми мужчинами. Хорошая жена должна была проводить время дома, занимаясь хозяйством и рукоделием, ну и конечно же рожая детей.
Если же женщины, особенно знатные, выходили со двора на улицу, они всегда богато одевались. Вот как описывает их убранства английский путешественник Джайл Флетчер:
«Благородные женщины, называемые женами боярскими, носят на голове тафтяную повязку, а сверх нее шлык, называемый науруса, белого цвета. Сверх этго шлыка надевают шапку, называемую шапкой земскою, с богатой меховой опушкою, с жемчугом и каменьями, но с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, потому что жены дьяков и купеческие стали им подражать. В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами и другими драгоценными висящими кистями. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом. Когда выезжают верхом или выходят со двора в дождливую погоду, то надевают шляпы с цветными завязками. На шее носят ожерелье в три или четыре пальца шириною, украшенное дорогими жемчугами и драгоценными камнями. Верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застегивается спереди большими золотыми или, по крайней мере, серебряными вызолечеными пуговицами, величиною почти с грецкий орех. Сверху под воротником к ней пришит еще другой большой воротник из дорогого меха, который висит почти до половины спины. Под опашнем или верхнюю одеждою носят другую, называемую летником, шитую спереди без разреза, с большими рукавами, коих половина до локтя делается, обыкновенно из золотой парчи, под нею же ферязь земская, которая надевается свободно и застегивается до самых ног. На руках носят весьма красивое запястья, шириною пальца в два, из жемчуга и дорогих каменьев. У всех на ногах сапожки из белой, желтой, голубой или другой цветной кожи, вышитые жемчугом…».
За малейшие проступки, а бывало, что и для профилактики, мужья учили своих жен уму-разуму. «Домострой» советовал мужчинам «вежливенько побить жену плеткою без гнева и усердия». Но бить следовало правильно. Запрещалось ударять по лицу, глазам, ушам, так как это влекло увечье. Лучшим вариантом для вразумления была плеть или розги, а вот полено либо кочергу использовать не дозволялось.
Нужно отметить, что если мужчина пренебрегал вразумлением жен и дочерей, то его считали чудаком. Подобное поведение порицалось. Ведь жена могла стать своевольной, что было позором для всей семьи. Уличенного в подобном мужчину, могли даже оштрафовать на кругленькую сумму.
Всегда на Руси доставалось неверным женам и девушкам, грешившим до свадьбы. Ворота их двора соседи мазали грязью и дегтем, а самих водили в одной лишь нательной рубахе по улицам.
Частенько, таких грешниц отправляли в монастырь. Если у девушки рождался внебрачный ребенок, всегда проводилось тщательное дознание чтобы узнать, кто его отец.
Следует отметить, что нравы в среде простолюдинов были менее строгими, чем у аристократов. Также достаточно свободным было поведение жен купцов, которые в отсутствии мужей, активно занимались торговыми делами.
А вот во многих державах Европы тех времен, нравы были куда свободней, и чужеземцы, посетившие Русское Царство, нешуточно дивились местным строгим обычаям. Бывало и так, что иностранцы, дабы очернить Русское государство, придумывали глупые россказни о быте и нравах ее жителей.
Интересный тест!