В первой части статьи мы поговорили о навыках ползания, их формировании и особенностях обучения ползанию. Теперь пришла пора поговорить о сидении и хождении, некоторых сложностях и поводах для беспокойства.
Когда стоило бы беспокоиться?
Иногда бывают случаи, когда родителям необходима будет помощь со стороны специалистов в развитии навыков ребенка – это будут ортопед или невролог. Есть основные моменты, которые необходимо особенно тщательно изучать, и они должны будут послужить сигналом для обращения к врачу.
Это отсутствие попыток ползать к возрасту восьми месяцев, особенно если ребенок не приподнимается на руках и не пытается всем телом продвинуться вперед. Также важно получить консультацию специалистов в случае, если при обучении ползанию или другим этапам развития кроха слишком долго, более одного месяца, задерживается в освоении навыка.
Нужно обратить внимание доктора и на такие факты, как ползание в возрасте 8-9 месяцев, отталкиваясь ногами, однако, при этом, не приподнимаясь на руки, либо ползая с опорой на одну руку, а вторая просто волочится сзади. При этом при играх малыш должен хвататься обеими руками.
Важно определиться с ползанием и задом. В первые недели ползания это вполне возможно, сначала дети ползают назад, а постепенно учатся ползать и вперед. Но если в год ребенок ползает только задом, хотя пытается делать и шаги. Развиваясь далее – нужно побеспокоиться.
Что можно принять за нормы?
Конечно, если к полутора годам ребенок мне научился холить – родители начнут паниковать и пойдут по сем врачам. Однако в ползании нет строгих регламентированных рамок, которые бы четко определяли нору и возможное отставание. Одна категория детей учится сначала ползать, а потом ходить, другие же наоборот, только начав вставать на ножки и ходить, потом начинают еще и активно ползать, оба варианта патологией не считаются.
Хотя идеальным является все-таки первоначально ползание, а только потом уже хождение – но современные дети уникальны, они используют сотовые телефоны и ноутбуки раньше, чем научатся ходить на горшок….
Обычно здоровые дети примерно к 8-9 месяцам начинают активное ползание, а затем, подползая к препятствиям, подтягиваются и пытаются вставать и ходить у опоры. Опора при ползании на четыре точки с точки зрения физиологии полезнее для неокрепшего скелета и в особенности позвоночника.
При помощи подобного способа освоения пространства подготавливает скелет к вертикальному хождению и можно говорить о том, что именно за счет ползания происходит формирование основы всех остальных движений. Малыши, в совершенстве освоив ползание, естественно и поэтапно обучаются садиться со всех положений, встают на четвереньки, на коленки и затем но стопу, уже не опираясь руками.
Но, когда они учатся в совершенстве передвигаться на 4 точки опоры, они более уверенно и быстро переходят на движение уже на двух ногах, координация у них развита уже лучше. Однако, если ваш ребенок сначала стал ходить, а только потом стал ползать, нельзя ему мешать – пусть он ползает и осваивает новые движения – это очень полезно.
Не стоит переживать о том, что ползающий ребенок будет лезть во все щелки вашего дома, что может приводить к дополнительным травмам и опасности. Дети при помощи ползания и родителей учатся контролю над ситуацией и безопасности, нельзя ограничивать свободу крохи при освоении просторов квартиры, только стоит присматривать за крохой и создать ему максимально безопасные условия для освоения мира, не одергивайте и не разворачивайте кроху – лучше уберите с его пути опасные предметы.
С полугода малыша, который находится на этапе подготовки к ползанию, необходимо уже научить спускаться с диванов или кроватей на пол, стоит положить его на диван, вниз животиком и повернуть ногами к краю. Подталкивая малыша, дать ему почувствовать методику спускания на пол и повторять ее многократно, пока ребенок сам без вашей помощи его не усвоит.
Навыки сидения.
Родителям кажется, что сидеть очень просто, но для ребенка навык сидения очень сложен, и зачастую бывает даже так, что дети уже уверенно научились ползать, а сидеть самостоятельно все еще никак не могут. Многие учатся садиться с положения на четвереньках, а другие сидят, опираясь на руки, обычно такое бывает при недостаточно окрепших мышцах спины.
Этих детишек можно постепенно научить сидению без опоры, если регулярно проводить им гимнастику и массаж. Дети, которые не умеют к полугоду сидеть – сейчас не редки, да и граница этого навыка в шесть месяцев довольно условная. Проверьте се его навыки – если он сам может лежать на животике и переворачиваться во все стороны, может приподниматься на предплечьях, перемещаются перекатами по ровному полу или кровати, тогда нет повода для беспокойства – малыш копит силы, он тренирует мышцы и координацию.
В возрасте семи-девяти месяцев почти все дети уже умеют сидеть и начинают совершенствовать навыки ползания и сидения, а развитие двигательных навыков приводит к активной стимуляции мозга и активации нервно-психического развития.
Критические заметки.
Родители пытаются приложить немало усилий для активации развития ребенка – уж так им хочется не отставать от соседских Пети или Люси. Они пытаются применять различные приспособления и устройства для того. чтобы их чадо село чуть ли не в 4 месяца.
Самое простое – это его присаживают в кресло или подушки с 4-5 месяцев, особо упорные малыши тут же заваливаются головой вниз. Аргументы родителей в свою защиту «он же сам хочет сидеть, просто не получается. Вон как спинку выгибает!». Выгибание спины – это тренировка мышц и прежде сего для переворачивания. А не сидения.
Сажать ребенка ранее полугода категорически запрещается, это чрезмерная нагрузка на позвоночник и травма межпозвоночных дисков вы хотите ребенку раннего остеохондроза?
По мере формирования правильных изгибов позвоночника и укрепления мышц и связок, малыш начнет садиться сам – не нужно торопить события и форсировать сидение. Малыш сядет сам в 6-8 месяцев.
Многие совершенно не так понимают термин «ребенок сел самостоятельно» и не знают, как правильно нужно сажать ребенка, поэтому, попробуем прояснить ситуацию. Многие думают, что термин «ребенок сам сел», это когда ребенок ползал и из положения на четвереньках уже сел на попу.
До этого времени они не воспринимают явления сидения вообще никак, что ребенку нельзя сидеть в шезлонге, под углом около 45 градусов на коленях родителей или подушках, многие боятся сажать ребенка без подушек или поддержки самого, хотя это можно делать аккуратно с полугода.
Другой вопрос – если ребенок рано сел самостоятельно, что делать? если он это сделал сам, из любого положения, тогда малыш может сидеть и далее, не смотря на юный возраст. Однако сел сам – это сажаем ребенка на ровную поверхность без опоры и подушки он сидит, а не держим со всех сторон и но пытается завалиться на все бока. Тогда можно сидеть ребенку и далее, только помогайте ему менять почаще позы, особенно если он сидит довольно долго, а лечь потом не может или боится.
Если вы сажаете ребенка, а он сидит очень мало или заваливается вбок, можно применять это в качестве упражнения для сохранения равновесия, либо можно сажать ребенка в правильное с точки зрения эргономики кресло по типу шезлонга. Можно немного подержать ребенка в сидячем положении, спинкой прислонив к себе, но очень недолго и часто меняя позу.
Чего не стоит делать с ребенком ранее полугода, который не умеет еще сидеть:
- присаживать его в подушках,
- присаживать из лежачего положения ранее 5-6 месяцев,
- сажать в обычные не эргономичные кресла, где дети сидят с кривым позвоночником долгое время.
Не стоит постоянным сидением заменять движений ребенка, не нужно пользоваться интересом к новому навыку у малыша и переутомлять мышцы его спины, чаще кладите его на пол, чтоб ребенок переворачивался, ползал и вставал.
Учимся вставать.
Постепенно дети переходят на новый этап развития – вставания у опоры, хотя они могут пока еще только подниматься, а вместо опускания на пол просто падают, так как стоять им пока еще сложно. Стоит попробовать научить ребенка падать на пятую точку, так как это наиболее безопасно и хорошо амортизирует.
Первоначально попробуйте посадить малыша попкой на дно кроватки. Держа его за ручки, повторяйте это как игру много раз, чтобы у ребенка сформировались условные связи, пока он не начнет, поднимаясь у опоры, на автомате падать на попку сам.
Ребенок может достаточно долго только вставать у опоры и пройдет еще достаточно много времени, прежде чем он пойдет вдоль нее. По времени это может занять от пары недель до пары месяцев, и это зависит от того, насколько у него тренированы мышцы и развит вестибулярный аппарат. Не стоит торопить малыша, ему лучше знать, когда будет пора ходить вдоль опоры и начинать новый этап развития.
Первично он будет ходить вдоль опоры. Перехватываясь ручками и не отпуская опору, вес переносится на область рук, ребенок как бы повисает на опоре. постепенно малыш начинает ходить отдвигаясь от опоры, тогда вес переносится на ножки, а ручки начинают служить органами подержания равновесия.
Что не нужно делать?
Самым частым заблуждением родителей является обучение хождению в ходунках, они считают, что ребенок может быстрее начать ходить с их помощью. Но по современным исследованиям, дети не пользовавшиеся ходунками начинают ходить точно также, а то и ранее.
А вот те дети, кто часто ходил в ходунках имели достаточно много проблем с опорно-двигательным аппаратом – это проявление плоскостопия и косолапости, нарушения осанки. Конечно, от 10 минут в день в ходунках большого вреда в здоровье не будет, но сажать ребенка туда на много часов, пока вы заняты делами нельзя.
Не стоит начинать обучение ребенка ходьбе при поддержке его за вытянутые вверх руки, от таких упражнений вреда больше, чем пользы. Но если вы упорно хотите учить ребенка ходить именно таким способом, необходимо поддерживать ребенка подмышками или в области плеч, но никак не за запястья или кисти. Малыш должен опираться на ваши руки, а не повисать на них, долго выполнять подобные манипуляции не стоит вообще – не более 1-2 минут по паре раз в день.
Дети должны учиться ходить самостоятельно, и именно тогда, когда сформируется последний изгиб позвоночника и мышцы со связками будут готовы к ходьбе и нагрузкам, форсировать события не стоит. Первоначально малыш будет ходить, держать за предметы интерьера, постепенно он будет пробовать шагать, отрываясь от опоры. Но родители очень переживают, если к положенным срокам дети не начинают ходить и приступают к активному «обучению» хождению.
Обычно быстрее начинают ходить активные детишки с небольшой массой, спокойные пухлячки делают это позднее. Но постепенно все дети обучаются хождению, природа – она мудрее нас. Однако, зная физиологические основы начала хождения малыша, можно пользоваться этими данными для некоторого ускорения и помощи в освоении навыка.
Анатомо-физиологические основы хождения.
Связки, суставы, кости и мышцы ребенка должны быть готовы к приему новой для себя нагрузки. А значит – у ребенка должно просто подойти время хождения, у каждого оно наступает в свое время. Чтобы способствовать развитию опорно-двигательного аппарата, необходимо не препятствовать, а наоборот, способствовать движениям малыша – ползанию, сидению, и делать ему массажи и гимнастику.
Чтобы простимулировать желание ребенка ходить, нужно создать для него особенные стимулы – например, малыш хочет взять игрушку, но не может этого сделать, за ней нужно пройти, оторвавшись от опоры. Разложите вокруг карапуза множество интересных предметов. За которыми необходимо пройти, пусть он тянется за ними. По достижении тщательно их изучит. Мой сын готов был ползти за пультом от телевизора куда угодно, за ним же он и пошел.
Ребенок должен видеть примеры двигающихся людей. как они ходят пешком, бегают, почаще гуляйте с ребенком там, где ходят люди. Если он видит только вашего лежащего на диване папу, он тоже будет ему подражать.
Создайте ребенку простор для движения, в ограниченном пространстве желание двигаться быстро пропадает. Пусть кроха ползает на длинные дистанции, пытается сам вставать и ходить, опускаться и ползти дальше. Вы лишь идите сзади на подстраховку.
По мере формирования ловкости и координации малыш все меньше будет падать, и все больше будет вставать и топать – ведь это так интересно. Видно гораздо выше, чаще занимайте ему руки игрушками – чаще всего малыши начинают топать самостоятельно, когда руки заняты. Сначала это будет один-два шага и резкое хватание за опору или падение на попу, но постепенно шагов будет все больше, а движения все активнее.
Скоро малыш начнет пытаться бегать, а не просто ходить. Новые ощущения доставляют малышу удовольствие, ему хочется вновь почувствовать свободу движений и он отпускает руки от опоры, учится стоять и ходить уже более устойчиво.
Что нужно еще?
Если малышу около годика, он здоров и физически крепок, хорошо ползает и стоит у опоры, почти ее не касаясь, возможно, малыш пока боится ходить и можно ему немного помочь. На пару секунд оставляйте его без поддержки и страхуйте от падений, чтоб он не разочаровался в новом навыке.
По мере оттачивания мастерства хождения дети учатся вставать и опускаться без опоры, а самостоятельно стоят уже долго. Иногда малыш пытается подняться на ножки, даже не умея еще стоять устойчиво. Он становится на четвереньки, затем медленно пытается выпрямить тело, немного постояв, теряет равновесие и падает. Но упорство берет свое, и он вновь проделывает те же движения.
Постепенно навыки малыша оттачиваются и он становится все более ловким, движения уверенными, а мамины переживания по поводу травм – все более выраженными. Придется теперь побегать за карапузом.