Имя им нейтрино. Пока вы читали эту пару предложений через ваше тело прошло примерно 3250000 миллиардов солнечных нейтрино. Теперь их число утроилось.
Наше (да и любое другое) Солнце – это здоровой такой термоядерный реактор, в котором более легкие ядра сливаются в более тяжелые. Побочным продуктом этого процесса является появление маленьких и незаметных элементарных частиц – нейтрино. И летят эти нейтрино от Солнца во все стороны, в том числе и на Землю.
Обнаружить эти нейтрино очень сложно, потому что они слабо взаимодействуют с веществом. Ну даже предположим построили мы сверхчувствительный датчик, который регистрирует нейтрино. Что дальше? Они же слабо взаимодействуют с веществом, т.е. пробиваются сквозь всё на свете. Возможно, даже сквозь присутственные места. Значит будет высокий фон.
Вот и приходится бедным физикам окапываться в глубинах гор и прочих ущелий, чтобы хоть как-то снизить фоновый поток нейтрино. Горы годятся не всякие, а только без радиоактивных веществ, потому что при радиоактивном распаде нейтрино тоже выделяются. Некоторые такие физические лаборатории построены на глубине до 2 км.
А самое классное, что вся эта головная боль на сегодняшний день исключительно ради фундаментальщины. Вот хочется человеку узнать побольше о том, как звезды устроены, да и о мироздании вообще.
Но практические перспективы у изучения нейтрино есть: эти знания могут пригодиться в холодном термоядерном синтезе, да и просто для наблюдения за атомными энергостанциями для предупреждения и предотвращения.