Найти тему

Не надо составлять гербарий из мелкого зла. А крупное мы помним

- Они думают, мы струсили. Избегаем конфликта от малодушия. И поэтому здороваемся, как ни в чем не бывало, если встретим случайно. И руку протягиваем.

- Они думают, мы глупые. И не поняли оскорбления или низкого поступка. Не дошло, как говорится, до нас. Поэтому спокойно приветствуем и улыбаемся.

- Они думают, что мы коварно затаили зло и выжидаем удобного момента, чтобы отомстить. Поэтому лицемерно киваем при встрече и изображаем дружелюбие.

Про одного писателя одна дама строчила гадости на своей странице. Распускала слухи, клеветала. И под его текстами оставляла гадкие комментарии. Завидовала успеху.

А потом лицом к лицу столкнулась с этим добродушным человеком в кулуарах одного журнала, стихи свои принесла. В надежде на публикацию.

И раз! - лицом к лицу столкнулась. Испугалась ужасно! Бочком-бочком начала продвигаться к выходу…

А писатель поздоровался и стал расспрашивать о делах любезно. Вид дамы был ему смутно знаком.

Но он совершенно не помнил, кто это такая. Дама и дама. Таких странных персон немало в коридорах любой редакции.

Он не помнил её.

И, знаете, я тоже не помню таких. Наверное, и вы не помните. Тех, кто причинил истинное зло нашим близким или нам, помним. Память запечатлевает таких навсегда; во избежание ошибок. Чтобы мы снова им не доверились и отошли подальше.

А мелкое зло человек забывает. И мелкого субъекта, который его причинил, не помнит, даже если сначала гневался. Стирается из памяти невыразительный облик.

Об этом писал и философ Камю: мы их не помним. И древний философ в ответ на извинения случайно встреченного оскорбителя пожал плечами и сказал: «я не помню тебя!».

А им так надо, чтобы их запомнили! Отреагировали. Начали отвечать. Перешли на другую сторону улицы…

Но мы здороваемся и идем дальше. Можем даже поддержать разговор, улыбнуться. И потом они придумывают объяснения такому поведению: малодушие, глупость, лицемерие…

Хотя в душе отлично знают: их просто не помнят. Как не помнят укусившее насекомое или камень, о который споткнулись и упали. Лужу, в которую наступили. Или голубя, испортившего костюм. Голубь как голубь. Камень как камень. Лужа - как сотни подобных луж. Нам надо идти дальше. И не тратить душевные силы на запоминание злых мелких людей.

А вот большое зло забыть невозможно. И того, кто его причинил, мы тоже не можем забыть, даже если простили. Укус змеи навсегда запомнится. А укус комара или сорной крапивы забудется быстро.

И нет нашей памяти смысла составлять гербарий из мелких завистников и обидчиков - дело это бесполезное и трудоемкое. Нам надо идти дальше. И не засорять память мелкими обидами…

Анна Кирьянова