Найти тему
K2B

Нашёл инвестора — что дальше?

Оглавление

Давайте обсудим, что делать, когда идея сформулирована, бизнес-план разработан, а инвестор найден. Отвечаем на этот вопрос и выясняем — как там бизнес?

Согласуйте всё повторно

Когда найдёте инвестора, повторно согласуйте с ним объём инвестиций, сроки и конечную цель. Ещё раз проговорите гибкость развития проекта и возможность всех изменений. Инвестор должен быть готов к негативному плану. Если у него есть свои пожелания по срокам и инвестициям — и вы знаете, что сможете уложиться в эти рамки — скорректируйте и заново утвердите их.

Подпишите договор

Теперь, если всех всё устроило, настало время подписать договор. Наймите юриста, чтобы вы могли общаться с инвестором на равных. И помните: в этой связке вы — слабая сторона, а инвестор — сильная. У него есть деньги, возможности и юридический опыт. А у вас только идея и потенциальный продукт. Включите в смету возможность заверить договор нотариально. Это обезопасит от нарушения обязательств.

Оформите доступы и права

В зависимости от договоренностей создайте базовые аккаунты на всех сервисах, которые будут использоваться в стартапе. Подготовьте и оформите документы на оборудование, технику и патенты. Если доступ и права находятся не в общем пространстве, а у одной из сторон, обсудите, как будут отслеживаться процессы. Не спешите передавать доступы, пока не закрепите все моменты договором.

Создайте сетку сотрудников

Составьте сетку сотрудников и актуализируйте её, исходя из текущей ситуации. Заполните те позиции, на которых у вас уже есть кандидаты. Заранее согласуйте ключевых сотрудников с инвестором, чтобы не складывалось впечатление, будто вы строите команду не из профессионалов, а из своих знакомых.

Уточните для инвестора: кто чем занят, сколько получает, на каких этапах будет нужен. Подготовьте образцы отчётов или заведите трекер для отслеживания работы сотрудников. Продумайте, где будут храниться результаты проделанной работы.

Помните: если лично вы выполняете какую-то работу, обозначьте это в договоре и оцените её в реальных деньгах. Чтобы в трудные моменты вы с инвестором могли привлечь стороннего специалиста.

-2

Не беритесь за задачи, в которых у вас нет компетенций

Старайтесь избегать обязанностей, с которыми вы незнакомы. Плохо разбираетесь в финансах — наймите бухгалтера или финдиректора и без стеснений скажите об этом инвестору. Пусть это будут дополнительные инвестиции: умный инвестор пойдёт навстречу и не откажется от вас, ведь главное — это результат.

Если у вас нет компетенции в технической части проекта, задумайтесь о привлечении сторонних специалистов: технаря или инженера, чтобы они контролировали этот фронт задач. Так вы избавите себя от возможных ошибок, которые могут всплыть в самый неподходящий момент и нанести урон казне проекта. Компетентный сотрудник, который находится на своём месте, увеличит уверенность инвестора в том, что результат работы будет качественным.

Собирайте команду самостоятельно

Использование специалистов инвестора должно быть и вашим решением: никаких работ под давлением. Если вам некомфортно работать с человеком, которого выбрал инвестор, — обычно это бухгалтеры и финансовые директора — вы должны сказать об этом. Только без ультиматумов: не согласны — предложите альтернативу. Кстати, не отказывайтесь от сторонних аудитов инвесторов. Тем более что вы не обязаны за них платить, если это не заложено в бюджете.

Свою команду вы будете собирать самостоятельно — это ваша зона ответственности. Инвестор может управлять лишь теми, кого он сам привёл. Но если ему не нравится кто-то из ваших сотрудников, то обсудите это открыто. Пригласите своего специалиста на общее совещание с инвестором и проясните все моменты. Но ни один специалист не стоит хороших отношений с инвестором.

Обсудите участие инвестора

Обговорите, какое участие будет принимать инвестор помимо финансирования? Что он может предоставить для развития проекта? Будет ли он использовать связи, рекомендовать подрядчиков? Зафиксируйте это в договоре. Но помните — последнее слово всегда за вами. А ответственность за этот выбор будете нести вы оба.

Инвестор может предложить своего бухгалтера или казначея. Тогда вы будете отвечать только за те финансы, которые попали лично к вам в руки. Но за общий результат от потраченных денег всё равно спросят с вас. Поэтому регулярно проверяйте отчёты бухгалтера. Старайтесь минимально касаться денег: тратьте их чужими руками.

Разделите обязанности

Вы должны понимать: намного сложнее вести проект, когда генеральный директор — это представитель инвестора или сам инвестор, но не вы. В таком случае у вас будет возможность лишь авторского надзора, но влиять на работу компании не получится. Что можно сделать в такой ситуации?

Пропишите в договоре разделение обязанностей: возьмите на себя роль второй подписи, без которой не смогут быть приняты дорогостоящие и ключевые решения. И да: закрепите всё документально — Устав и договор учредителей вам в помощь. Заранее согласуйте, кем и какие решения могут приниматься единолично, а где потребуется целый консилиум.

Моя рекомендация: если вы — соавтор проекта, не принимайте решение в одиночку об изменении его цели, об изменении сроков и увольнении ключевых фигур. В дальнейшем это может усугубить ситуацию. Например, вы увольняете сотрудника, а потом в проекте что-то идёт не так. Может быть, это и не связано с этим специалистом. Но у инвестора сложится ощущение, что всё произошло именно из-за вашего решения.

Следите за рынком

Кстати, что касается конъюнктуры рынка. Всегда отслеживайте зарплаты потенциальных сотрудников, а также стоимость оборудования. Будьте в курсе ситуации на рынке, чтобы вовремя, а не постфактум говорить инвестору об изменённых условиях. Надеюсь, когда вы делали проект, то заложили запас не менее 20 %, о которых я говорила в предыдущих статьях.

Обозначьте требования к инвестору

Требуйте не только с себя, но и с инвестора. Пусть он обеспечит проект на 3-4 месяца вперёд. Это ваша подушка безопасности при аварии. Такое решение поможет не думать о завтра, а быть в сегодняшнем дне и решать текущие проблемы.

Соблюдайте отчётность

Очень важно: всегда следуйте пожеланиям инвестора по отчётности. Это обеспечит спокойствие при взаимодействии друг с другом. Обсудите не только сроки предоставления отчётов, но также их содержание и формат. Подготовьте несколько форм, разберите их совместно и утвердите одну конкретную. Если инвестору ничего не нравится — требуйте пояснений.

-3

Держите дистанцию

Если инвестор — ваш друг, родственник или бывший муж (страшилка, о которой я говорила в одной из статей), постарайтесь разграничить в ваших отношениях финансы и личную жизнь. Обсудите это перед началом работы. А лучше пропишите в договоре или зафиксируйте в переписке. Всё сказанное на словах забудется. А вот договор и сообщения в мессенджерах докажут, что всё это было.

И запомните: правильный способ сохранить хорошие отношения с инвестором — это сразу составить хороший договор.

★★★★★

Есть вопросы? У меня есть ответы :) Спрашивайте в комментариях — я на связи.

Кстати, эта статья написана по мотивам седьмого выпуска нашего подкаста «Как там бизнес?» Послушать его можно по ссылке.

Подписывайтесь, читайте нас на Дзене и в соцсетях, смотрите на YouTube и слушайте в наушниках. Мы рады делиться полезным и интересным. Пока-пока!