Вскоре после открытия гробницы Тутанхамона было найдено еще одно нетронутое царское захоронение — на этот раз в тени Великой пирамиды в Гизе.
Сенсационное открытие Говардом Картером в 1922 году наполненной сокровищами гробницы Тутанхамона вызвало интерес ко всему древнеегипетскому. Публика ждала новых чудес.
Были большие надежды на то, что грядут ещё более захватывающие открытия, не в последнюю очередь среди археологов, работающих на раскопках по всему Египту. Дух острого соперничества характеризовал отношения в этой группе ученых, которые работали день и ночь, ревниво следя даже за самыми ничтожными достижениями коллег...
В 1902 году великий французский египтолог Гастон Масперо разделил плато Гиза среди лучших археологов того времени, стремясь предотвратить разграбление гробниц и разрушение контекста артефактов.
ЧИТАЙТЕ ОБ ЭТОМ ПОДРОБНЕЕ: Жребий из шляпы и сокровище в песках
Часть этой обширной территории досталась американскому археологу Джорджу Рейснеру. Рейснер, родившийся в 1867 году в Индианаполисе, к тому времени уже заслужил огромное уважение в кругах египтологов, проведя крупное археологическое исследование региона Нубия (сегодня на юге Египта и севере Судана).
2 февраля 1925 года фотограф Рейснера, Мохаммедани Ибрагим работал возле Великой пирамиды, возведенной фараоном Хуфу в середине третьего тысячелетия до н.э. Ибрагим посмотрел вниз и заметил, что его тренога покоится на белом слое штукатурки, возможно, на вершине сооружения, скрытого под ней.
Разумеется, нужно было срочно проинформировать начальника.
Проинформировали. Решили копать. Но лично участвовать он не мог: Рейснер в тот момент находился не в Египте, а в Бостоне, выполняя свои обязанности профессора египтологии в Гарвардском университете.
Крыса на церковном органе, блин))
Его команда начала раскопки в его отсутствие и обнаружила неровно вырубленную узкую шахту, уходящую глубоко вниз. Она была заполнена щебнем. Этот знак был убедительным свидетельством того, что они обнаружили гробницу, но поскольку Гиза подвергалась обширному разграблению на протяжении тысячелетий, шансы на то, что захоронение осталось нетронутым, были очень низкими.
В субботу, 7 марта, когда Рейснер готовился к своей утренней лекции, за тысячи миль от кафедры его команда, наконец, раскопала всю шахту и была поражена тем, что они обнаружили. Т. Р. Д. Гринлис записал этот момент в своем дневнике:
В 15:30 было замечено, что поверхность скалы на юге ... отвалилась под углом, и сразу же после этого открылась верхняя часть двери в камеру.
Один известняковый блок был расшатан и удален, чтобы заглянуть внутрь. Видна большая камера, немного расширяющаяся к востоку и западу от двери. На переднем плане можно увидеть нечто похожее на саркофаг, на котором лежат несколько посохов или булав с позолоченными навершиями. Много позолоты видно и на других предметах, лежащих на земле. Несомненно, что захоронение нетронуто.
Это был момент триумфа. Но позже, на той же неделе, Рейснер отправил телеграмму из Бостона с приказом прекратить работы. Гробница будет вновь запечатана...
Рейснер работал в новую эру технологий 20-го века: он мог использовать телеграф для связи со своей командой. Но он был современен и в другом отношении: потрясающая находка Картера в гробнице Тутанхамона заставила Рейснера осознать силу связей с общественностью. То есть, значение пиара.
Его решение запечатать гробницу было основано на нескольких факторах, включая его веру в то, что он был единственным человеком, достаточно компетентным, чтобы провести полноценные раскопки.
Нет, это не только желание стяжать славу. Многие египтологи того времени всё ещё мало отличались от банальных охотников за сокровищами...
Отложив раскопки до поездки в Египет, Рейснер также мог контролировать освещение этой истории для широкой публики. Отношения со СМИ были ключевой частью этого процесса. Утечки информации от собственной команды Райснера, которая позволила журналисту из США сфотографировать их, привели к появлению в лондонской прессе сообщений о новой крупной находке.
Ходили слухи, что это гробница фараона 4-й династии Снофру!!! Ведь следов его захоронения не нашли ни в одной из его трех (!!!!!) пирамид.
И вот вам благие плоды технического прогресса: Рейснер из Бостона мгновенно возразил, заявив, что, по его мнению, она принадлежала женщине царской крови. Всё. Никаких домыслов, как сказал, так и есть, точка!!!
(Мечтаю, что вместо долгого и бессмысленного спора в комментариях, когда-нибудь, будет достаточно моего слова, чтобы дискуссии про всякие там "Русские письмена на Сфинксе", мгновенно прекращались)))
Из-за обязанностей Рейснера в США открытие гробницы было отложено аж до января 1926 года. Войдя наконец в камеру с саркофагом, Рейснер обнаружил, что мебель в золотых корпусах внутри повреждена водой и находится в таком плохом состоянии, что он опасался, как бы она не рассыпалась. Деликатная работа по извлечению фрагментов дерева и инкрустации была невероятно сложной и кропотливой.
В дополнение к балдахину и кровати:
были найдены кресла, роскошное:
и скромное:
и искусно выполненный паланкин:
Владелец гробницы был указан на паланкине, и это подтвердило предположение Рейзнера о том, что гробница принадлежала женщине: “Хетепетерес”, которая была матерью Хуфу, второго царя 4-й династии и строителя Великой пирамиды. Ее гробница была скрыта в тени этого памятника более четырех тысячелетий.
В погребальной камере было много разных красивых предметов, включая двадцать серебряных браслетов, инкрустированных бирюзой, лазуритом и сердоликом:
Алебастровый саркофаг Хетепхерес был открыт в марте 1927 года, но в нем не оказалось человеческих останков.
Историки до сих пор спорят, что могло с ними случиться. Рейснер предположил, что Хетепхерес первоначально была похоронена рядом со своим мужем Снофру в Дахшуре; затем Хуфу создал новое место захоронения в Гизе, но останки его матери так и не были перенесены туда.
После раскопок стулья были отреставрированы и сейчас выставлены в Египетском музее в Каире.
После смерти Рейснера, в 1942 году, возобновившийся интерес к найденным фрагментам из гробницы подстегнул реализацию грандиозной задачи по реконструкции паланкина во всем его великолепии.