Найти тему
Каменский Артефакт

Африканская губерния России. Где была, как называлась и что сейчас с «российскими» 600 тыс. км2 и 30 млн. человек?

Бананы с наклейкой «Произведено в России». Миллионы африканцев, свободно говорящих по-русски. Тропические пляжи, на которых звучит привычное для русского уха: «Горячая кукуруза!». Куча самолетов из Москвы, Самары и Ростова-на-Дону. Отпускники, которые не думают, где провести новогодние каникулы... Все это, вероятно, увидели в будущем те россияне, кто в 18 веке затевал и осуществлял идею колонизации Африки. Что же в итоге получилось?

Молодой, но амбициозный царь Петр... Если бы автор слепо доверял Т9, то вместо последнего слова стояло бы "амбал"
Молодой, но амбициозный царь Петр... Если бы автор слепо доверял Т9, то вместо последнего слова стояло бы "амбал"

Короче говоря, все началось, как всегда, с Петра Первого. Итак. 18 век. Россия. Амбициозный царь уже вступил на престол, и уже построил свой флот.

Особенно нравится тот, который в верхнем левом углу
Особенно нравится тот, который в верхнем левом углу

Мир к этому времени более-менее поделен. Англия, Испания, Португалия, Голландия – вся эта совокупная родина капитализма имеет мощные флотилии, и пятачок за пятачком колонизирует все незанятые земли. Ничейной земли остается все меньше. Занять новую, неизведанную, без присмотра территорию означает или копать ее вглубь, или у кого-то "отжать".

И тут - новый игрок. Все начинает обстоять примерно так, как в космонавтике, где годами рулят Россия и Америка, вдруг появляется вот этот…

Вообще-то россиянам он нравится
Вообще-то россиянам он нравится

Петр подумал: из правил всегда есть исключения. Он хорошо изучил карту и понял: свободная земля – вот, вот, и вот… Какая именно? Сейчас все будет. Для начала нужно ввести одного интересного персонажа…

Вот этого человека на запрос "Даниэль Вильстер" выдают Яндекс. картинки. Но это не он.
Вот этого человека на запрос "Даниэль Вильстер" выдают Яндекс. картинки. Но это не он.

В 1721 году на ковер к российскому императору пришел датский мореплаватель Даниэль Якоб Вильстер. Этот бывалый моряк, который в свое время успел повоевать и против России на стороне Швеции, рассказал Петру про далекий остров у берегов Африки. Рассказ царю понравился. Он его слушал так же, как некоторые дети слушают подкаст «Остров Сокровищ», с той лишь разницей, что остров господина Вильстера был покрупнее.

Однажды на Мадагаскаре...
Однажды на Мадагаскаре...

Да, это был Мадагаскар. Вильстер открыл Петру секрет про него. Все порты Африки и Индии в то время принадлежали великим державам, но Мадгаскар, который мог бы стать отличным перевалочным пунктом в торговле с Азией, никому не подчинялся. Более того, поскольку остров ничей, то там нашли себе прибежище различные пираты. Они основали на Мадагаскаре подобие государства, живут очень свободно, и для пущей важности еще и назвали его – Либерталия, страна свободы!

Экспедицией в Либерталию Вильстер предложил Петру убить сразу десять зайцев (так и видится, как он все это рассказывает и загибает пальцы). России удовлетворить амбиции иметь собственную колонию на югах – раз. Наладить торговые контакты с азиатами – два. Основать там военную базу – три. Решить проблему пиратов в Индийском океане – четыре. и тд. и тп.

Интересно, что старый морской волк не сам придумал эту идею. Поскольку он так или иначе имел отношение к Швеции, а она в свое время планировала такую экспедицию на Мадагаскар, то бывший солдат шведского короля просто где-то прознал про это. Но Швеция проиграла России в Северной войне, и идея повисла в воздухе. Её-то в нужное время и считал Вильстер. Оказался молодец.

Петр загорелся свежим проектом. В 1721 году по его приказу Адмиралтейство взялось за решение колонизации Мадагаскара. Сначала планировалось обустроить на острове военно-морскую базу. Затем, чем черт не шутит, "отъесть" у пиратов земли. Ну и громко объявить о начале российского присутствия в Индийском океане.

К берегам Мадагаскара отрядили экспедицию. Чтобы сильно не светиться, кораблей было два - фрегаты «Амстердам Галей» и «Декрон де Ливде». Плавание засекретили. Везде по пути следования у совокупной родины капитализма были глаза и уши. Чтобы экспедиция прошла максимально незаметно, корабли должны были плыть – чуть не сказал, по ночам, - неочевидным маршрутом (вокруг Британских островов мимо Шотландии), и под торговыми флагами. Вся переписка велась в обход чиновников Адмиралтейства и Министерства иностранных дел, где, понятное дело, было много тайных иноагентов.. Ну и как часто водится в России, господина Вильстера посадили под домашний арест. Чтоб не проболтался.

В декабре 1723 года экспедиция начала свой путь на остров. В северной столице вознадеялись, что далекий Мадагаскар скоро станет российским.

Встречают наших...
Встречают наших...

Однако, скоро сказка сказывается…

Видимо, по причине срочности мероприятия, оба корабля дали течь уже в Балтийском море, и были вынуждены вернуться назад.

Стояла русская зима. По части воплощения идей зимой все замирает, дай Бог в это время обуть валенки и выйти из дома в магазин за хлебушком. Потому продолжение экспедиции и отложили до лучшей поры.

А потом, как по сценарию, царь Петр умер. И Мадагаскар окончательно стал не наш. У продолжателей Петра оказались другие заботы. Идея связать свою жизнь с Мадагаскаром если и посещала их, то только чтобы сходить в кино и посмотреть мультфильм «Мадагаскар». Шутка. Но смысл был в том, что на авантюру императора Петра уже никто не пустился.

Историки до сих пор спорят, нужна ли была России колонизация Мадагаскара, и могла ли она вообще быть осуществима?

Петр надеялся заключить договор с пиратскими королями, закрепиться на острове и наладить торговлю с Индией. Он надеялся увидеть Мадагаскар таким.

Опять встречают наших
Опять встречают наших

Но увидел он вот это...

-8

Или вот это.

Вообще-то, надо было, наверное, фотографию недовольных пират поставить
Вообще-то, надо было, наверное, фотографию недовольных пират поставить

Короче говоря, что бы он ни получил в итоге, время для русской колонизации Африки тогда еще не настало. Все дело было в совокупной родине капитализма. Очевидно, что никто из ее представителей не дал бы России сделать зоной своего влияния даже пляжик в Индийском океане.

Так же на острове не было никакого централизованного государства пиратов, как уверял Петра Вильстер. Флибустьеры жили на Мадагаскаре многочисленными независимыми пиратскими шайками и, собственно, договариваться русским было бы просто не с кем.

Ну и наконец, если бы конечная цель была достигнута, и все-таки состоялся контакт с Индией, то там русским тоже ловить было нечего. А вернее, даже опасно. Империя Моголов переживала дворцовые перевороты один за другим, в борьбу за власть в ней теперь включались еще и англичане с французами, поэтому переговорщиков в Индии стопроцентно просто арестовали бы, а то и...

Как бы ни сложилась судьба Мадагаскара, идея все же была хорошая. Хорошая, потому наша. Если бы у России появилась своя территория в южном полушарии, то у нее появились бы права и возможности участвовать в дальнейшем переделе этой части света. А коли так, то вся последующая геополитика могла бы развиваться совсем по-другому. Что до простых граждан, то им, конечно, теперь жаль, что понятие "отечественный туризм" не включает в себя поездку в какие-нибудь тропики, и что выбирать приходится опять между Крымом, Сочи и Анапой.

Мадагаскар в итоге прибрали себе французы. Сегодня - это большое независимое государство на площади 600 тыс кв. км, с 30 млн. населения, из которых никто не знает русского. На сегодня это все.

Всем спасибо за внимание. И до новых встреч на нашем канале!