Кроссовки — это новые лапти 21 века))) Такое сравнение мне подсказала читательница под статьей «как люкс стал масс-маркетом».
В этой статье хочу порассуждать, как кроссовки стали неотъемлемой частью нашего гардероба.
И правда, это самый массовый вид обуви. В них ходят круглый год мужчины, женщины и дети. Носят не только на спорт или прогулку с собакой, но и по особым случаям, сочетая с платьями.
На мой взгляд, то, что мы сейчас не вылезаем из кроссовок - это результат миллиардных вливаний в рекламу таких спортивных гигантов как Nike и adidas.
Именно эти компании превратили кроссовки из спортивной обуви в обувь для жизни. Трудно не догадаться, что это принесло миллиарды прибыли производителям обуви.
1988 году рекламная кампания «Just Do It» стала одной из самых успешных маркетинговых кампаний в истории. Она принесла более 30 миллиардов дохода с продаж при затратах около 200 000 долларов.
Слоган «Just Do It» один из самых узнаваемых в мире.
Хоть в это время уже были популярны кеды Converse, набирали популярность кроссовки New Balance и кеды Vans, но они не могли похвастаться такими продажами как Nike и adidas:
В 1988 году, кроссовки adidas Stan Smith были включены в книгу Гиннесса, как самая продаваемая модель обуви в истории — к тому моменту было реализовано больше 22 миллионов пар.
Как кроссовки вошли в городской стиль
Производители спортивной обуви четко отследили тенденцию одержимостью в 1980-1990е аэробикой и бодибилдингом среди обычных людей и предложили им обувь, соответствующую новому стилю жизни.
И правда, когда спорт часть твоей жизни, то приходится надевать кроссовки все чаще и чаще в обычной жизни.
Уверенна, что увеличение рекламных бюджетов за счет переноса производства в страны Азии, привлечение звезд шоу-бизнеса стали серьезным толчком к формированию нового уличного стиля, где главным акцентом стали выступать кроссовки.
Nike сотрудничал с такими великими спортсменами как теннисист Пит Сампрас, гольфист Тайгер Вудс, футболисты Роналдо и Криштиану Роналду.
Но наиболее ярким сотрудничеством, которое превратило кроссовки из просто спортивной обуви в культ, я бы назвала контракт с Майклом Джорданом в 1985 году.
Продвижению кроссовок Air Jordan очень помог нестандартный пиар ход со стороны Nike:
В начале карьеры Джордона все баскетболисты выступали в белой обуви, поэтому за красно-черные кроссовки комиссары NBA оштрафовали Майкла на 1000 долларов, запретив надевать на следующие игры. Но руководство Nike не желало подчиняться предписанию NBA и приняло решение оплачивать все последующие штрафы, но продолжать выступления в нашумевших кроссовках Air Jordan. Такие образом, каждое появление баскетболиста всегда привлекало внимание.
Появление кроссовок в фильмах также подогревало интерес обывателей.
В продвижении кроссовок немалую роль играли хип-хоп музыканты. Например, у известной группы конца 1980х Run DMC одним из стилеобразующих элементов были кроссовки adidas Superstar. В 1986 году Run-DMC даже выпустили трек «My adidas», который до сих пор считается неофициальным гимном всех любителей трех полосок. Сегодня бы этих молодых хип-хоп музыкантов назвали инфлюенсерами: они заставили молодежь обратить внимание на adidas и доказали всему миру, что кроссовки — это не только для спорта.
Самым же ярким примером сотрудничества adidas с миром музыки — это заключенный в 2013 году контракт с музыкальным продюсером и исполнителем Канье Уэстом. Он создал новую кроссовочную субкультуру со своими стандартами и правилами.
Как кроссовки вошли в мир роскоши
На волне популярности кроссовок в уличной моде, на эту обувь обратили внимание и представители именитых модных домов.
Считается, что первыми кроссовками в люксовом сегменте стала модель для тенниса Gucci в 1984 году.
Затем и Prada в 1994 году выпустила кроссовки в рамках линейки Luna Rossa.
С тех пор кроссовки с нами не только в жизни, но и на подиумах. Они из разряда удобной обуви перешли в статус благородной повседневной обуви.
Тогда же в моду вошел так называемый спорт-шик.
Считаю, что по-настоящему модной частью образа кроссовки стали в 2017 после выхода великих и ужасных Triple s от Balenciaga. В тот год, кажется, примерил кроссовки на повседневку даже тот, кто их до этого не носил.
В последнее десятилетние для привлечения внимания к одежде и обуви в стиле кэжуал люксовые бренды устраивают коллаборации со спортивными брендами.
Фишка коллабораций еще и в том, что они способны вызвать эмоции даже у тех, кто без труда может себе позволить пару обуви за $1000- $1500.
Сегодня, когда рынок одежды и обуви перенасыщен, мы делаем выбор в основном на эмоциях. Коллаборации же как раз дают эти эмоции за счет эффекта неожиданности и иногда сочетания несочетаемого. Также они дают ощущение эксклюзивности за счет ограниченного тиража.
В результате кроссовки из коллабораций разлетаются как горячие пирожки.
Почему коллаборации так успешны? Коллаборации повышают воспринимаемую ценность, а значит на ограниченную партию можно поставить больше чек и соответственно больше заработать. Стоит учитывать, что существует немалое количество охотников моды, которые готовы платить немалые деньги за обладание эксклюзивной парой обуви.
Финальная мысль
Современный темп жизни предполагает много перемещений, активностей. Хочется чувствовать себя комфортно...
Это привело к тому, что большинство из нас стали заложниками комфортной одежды и обуви. И как бы нам не хотелось, но без особой надобности сложно выбраться из кроссовок в туфли.
Помню в нулевых девочки в классе не носили толстовки и кроссовки, а сегодняшние школьники только их и выбирают для жизни.
Недавно меня осенило:
Если хочешь выделяться своим внешним видом, то достаточно надевать классическую обувь туда, куда большинство предпочтут не заморачиваться и выберут кроссовки или кеды.
А ты готов отказаться от кроссовок в повседневной жизни?
Читай также: