Почему Америка продолжает использовать дорогие ракеты против дешевых целей? На этот интересный вопрос попытался найти ответы американский журнал The National Interest (NI).
9 ноября в этом журнале была опубликована статья, в которой сделана попытка объяснить, например, почему дешевый китайский воздушный зонд был сбит дорогой ракетой.
Ракета в полмиллиона долларов против воздушного шара
Ситуация с вторжением китайского воздушного зонда-разведчика и его уничтожением ракетой AIM-9X Sidewinder 9 февраля, получила негативную реакцию СМИ, общественности и политиков в США, поскольку американцы усомнились в разумности использования боевой ракеты стоимостью полмиллиона долларов для поражения такой простой и дешевой цели.
Когда американцы говорят о ракетах «воздух-воздух», запускаемых по таким целям, как дроны или воздушные шары, они склонны думать с точки зрения соотношения стоимости ракеты и цели. Но, правда в том, что ракеты — это не инвестиции, это скоропортящийся товар.
Подобно бутылке молока в холодильнике, вы можете хранить эти системы на полке только до тех пор, пока они не испортятся — пишет NI.
- F-22 Raptor использовал ракету стоимостью около $472 000, хотя, как считают многие, мог бы использовать бортовую шестиствольную пушку M61V2 Vulcan. Но командование ВВС США посчитало, что отверстия от пушки не нанесут вреда оболочке шара.
- Оставалось только одно — использовать ракету. Что пилот «Раптора» и сделал, вызвав в обществе негодование. Пилот мог бы сбить зонд и другой своей ракетой — AIM-120D (AMRAAM), но она еще дороже устаревшей Sidewinder. AMRAAM стоит — $1,095 млн. Так что пилот смог еще сэкономить деньги американских налогоплательщиков.
Срок годности
Ракеты класса «воздух-воздух имеют жесткий срок годности. Этот срок службы определяется рядом факторов — пишет NI в своей статье:
— сроками службы твердотопливного ракетного топлива, используемого в двигателях ракеты;
— сроком службы бортового аккумулятора, обеспечивающего питание систем наведения и рулей ракеты.
Более того, подчеркивает дальше автор статьи — у ракет воздушного базирования есть еще назначенный полетный ресурс. Ракета, так же, как и весь самолет, в полете испытывает такие же перегрузки, воздействие климатических факторов и так далее.
- Конечно, эти сроки годности можно продлить с помощью дорогостоящих программ, которые являются обычной практикой для ракетных систем, которые больше не производятся и не имеют замены.
- Но когда дело доходит до находящихся в производстве ракет, таких как Sidewinder или AMRAAM, сроки истечения годности более жесткие и быстрые.
- Большинство современных ракет поставляются с прогнозируемым сроком хранения от 10 до 20 лет. Но США необходимо поддерживать достаточные запасы оружия, чтобы гарантировать, что они могут защитить себя и своих союзников в любой момент времени. Поэтому каждая поставка оружия начинается с обратного отсчета времени и требует почти постоянных поставок для замены старого оружия в арсеналах.
NI приводит в пример срок годности ракеты AIM-9X Sidewinder. Ракета имеет прогнозируемый срок службы 20 лет. Америка впервые начала получать серийные AIM-9X в 2000 году.
Эти ракеты должны были давно выведены из эксплуатации. Но на самом деле ракеты — это товар, который можно использовать по принципу «используй или потеряешь» — считают американские военные. Вот США и используют их, где только можно. Продают странам блока НАТО, третьим странам, которые имеют подходящие самолеты, применяют на всевозможных учениях, ну и сбивают зонды…
Летные часы тикают
Также важно количество летных часов в связке с самолетом-носителем, в течение которых ракета может выдерживать суровые условия без потери боевых качеств. Ракета изнашивается от быстрых изменений температуры, маневров с высокой перегрузкой, а также ударов и вибраций.
Все эти факторы присущи любому полету и не только в военных операциях. Данных о продолжительности полета в часах ракет Sidewinder и AMRAAM нет в общем доступе, но для более старых ракет количество летных часов составляет около 50−80 часов.
Другими словами, ракеты не вечны, и пилотам в разгар сложных воздушных операций просто нет особого смысла беспокоиться о бюджете при выборе оружия, которое будет использовано для боя — считает военное руководство США. Так как каждый полет с ракетами приближает их к выводу из эксплуатации, их можно спокойно использовать по назначению.
«Меню» для ВВС США
В заключение приведем расценки на авиационные ракеты и бомбы по данным журнала The Drive (цены на 2021 год).
- Важно отметить, что цены за единицу колеблются, причем в некоторых случаях сильно, в зависимости от различных факторов, включая эффект масштаба от покупки более крупных партий.
- Это означает, что разные службы (ВВС, ВМФ включая Корпус морской пехоты) могут фактически платить разные суммы за одно и то же оружие. Одна и та же служба может также платить разные суммы за одни и те же боеприпасы в базовом бюджете и в бюджете дополнительных специальных операций на случай чрезвычайных ситуаций за рубежом.
Средние данные приведены по официальным финансовым документам на 2021 бюджетный год.
Ракеты «воздух-воздух»
AIM-9X Sidewinder (для ВВС) — 472 000 долларов США.
AIM-9X Sidewinder (для ВМФ) — 430 818 долларов США
- Эти цены включают в себя партии ракет AIM-9X-2 Block II и AIM-9X-3 Block II+, последняя из которых предназначена специально для вариантов F-35 Joint.
- Усовершенствованная ракета средней дальности AIM-120D (AMRAAM) (ВВС) — $1,095 миллиона.
Усовершенствованная ракета средней дальности AIM-120D (AMRAAM) (ВМФ) — $995 018.
Ракеты класса «воздух-поверхность»
Усовершенствованная противорадиолокационная управляемая ракета увеличенной дальности AGM-88G (ВМФ) — $6,149 млн.
AGM-114 Hellfire (ВВС) — $70 000.
GM-114 Hellfire (армейская) — $213 143.
AGM-114 Hellfire (ВМФ) — $45 409.
AGM-158 класса «воздух-поверхность» (JASSM) (ВВС) — $1,266 млн.
Противокорабельная ракета большой дальности AGM-158C (LRASM) (ВВС) — $3,960 млн.
Противокорабельная ракета большой дальности AGM-158C (ВМФ) — $3,518 млн.
AGM-179A ракета класса «воздух-земля» (Армия) — $324 805.
AGM-179A ракета класса «воздух-земля» (ВМФ) — $243 281.
Расценки на некоторые высокоточные бомбы, которые, в том числе, применяются ВСУ.
Высокоточные бомбы:
Бомба малого диаметра GBU-39/B (SDB) (ВВС) — 439 000.
GBU-53/B Storm Breaker малого диаметра II (SDB II) (ВВС) — $195 000.
GBU-53/B Storm Breaker малого диаметра II (SDB II) (ВМФ) — $220 916.
Joint Direct Attack Munition (JDAM) (ВВС) — $21 000.
Joint Direct Attack Munition (JDAM) (ВМФ) — $22 208.
Согласно бюджету ВВС, стоимость стандартной неуправляемой 500-фунтовой (226,7 кг) бомбы Mk 82 составляет $4000 за единицу. Неуправляемые 2000-фунтовые (907,1 кг) неуправляемые бомбы Mk 84 стоят $16 000 за штуку.
Теперь, когда в новостях вы услышите о применении какого-либо конкретного американского вооружения воздушного базирования в боевых действиях в мире, вы можете сами приблизительно прикинуть бюджет таких атак.