Сельма Фрэйберг в своём исследовании 1982 года описала удивительную динамику в отношениях между матерью у и ребёнком (9 месяцев):
«Билли сосет из бутылочки, которая находится в руках у матери. Ребёнок удовлетворенно сосет, его мать с любовью смотрит на него... Затем, внезапно, его мать превращает кормление в дразнящую игру. Она говорила: «Смотри сюда, Билли», вынимала бутылочку из его рта, высоко ее поднимала, закидывала голову назад, и позволяла нескольким каплям молока капнуть в свой собственный рот. Билли неправдоподобно начинает смеяться и возбужденно пинать её ногу. Это, фактически, первый раз, когда мы видели радость на лице этого ребенка. Мать возвращает бутылку Билли, и он снова удовлетворенно сосет. Тогда, к нашему удивлению, через какое-то время мать снова вынимает бутылочку изо рта Билли и возобновляет игру. Снова мы видим ликование, смех и моторное возбуждение у ребенка, когда он присоединяется в этой игре к своей матери. Эта игра повторяется в кормления 6 раз. На это невыносимо смотреть».
В этом отрывке мы видим, как ребенок усваивает механизм садомазохистических отношений, еще даже не освоив речь.
Ребёнок голоден, у него есть неотложная биологическая потребность. Однако то, что вообще-то приносит боль, становится предметом удовольствия. В более здоровой ситуации голодный ребенок скорее будет демонстрировать тревогу или протест, если бутылка будет удаляться из его рта, пока он ещё не сыт. Но этот голодный ребенок уже научился сотрудничать в дразнящей игре своей матери. Тревога или опасение заменяются на взволнованное предвкушение удовольствия.
Это особая садомазохистическая сцепка, которая работает на глубоком бессознательном уровне: за болью, наказанием следует (ожидается) возмещение, наслаждение, облегчение.
Тогда становится невозможно напрямую добыть себе удовольствие и удовлетворение и, как мы видим в данном примере, даже сытость. Нужно проделывать этот особый болезненный и разрушительный путь.
В дальнейшей жизни это может проявляться уже в других формах. Например, в паре не появляется близость, страсть, секс, пока не случится ссора или даже драка. Другой пример - человек не может расслабиться и позволить себе отдых, пока не истязает себя работой или другими нагрузками до изнеможения.
Взрослея, человек бессознательно относится к себе так, как когда-то в детстве обращались с ним значимые и любимые люди. Так человек чувствовал, что у него есть родители, семья.
Поэтому уже будучи взрослым, можно продолжить внутри себя занимать то место без надобности фрустрирующего взрослого, то место голодающего ребёнка. В таком случае заметить свои потребности и заявить о желании их удовлетворить - это что-то запретное, невозможное, фигурально и буквально немыслимое.
Психотерапия дает возможность про это пробовать говорить, замечать, размышлять и постепенно расцеплять оковы садомазохизма, освобождаться от них.
Автор: Надежда Кондрашова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru