Советский Союз в вопросах электроники и вычислительной техники был ведущей научной и промышленной державой своего времени. Собственно, в те времена таких держав было всего три: СССР, США и Япония. Другие и рядом с этими странами не стояли. США и Япония имели сложную историю технологических отношений и конкурировали друг с другом на мировых рынках с попеременным успехом. Советский Союз, начиная с 1950 года, находился под западными ограничениями (программа КОКОМ), так что собственные высокие технологии приходилось развивать самостоятельно. Копирование западных образцов техники также имело место. Но такое уж тогда было время: противостояние двух систем, так что порой было не до церемоний.
Более того, в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), экономического союза социалистических стран, был создан уникальный кластер электронной промышленности, в котором каждая страна-член играла свою важную роль. Помимо Советского Союза, ограничения COCOM были также наложены и на все другие страны-члены Социалистического Содружества. В этой ситуации СССР взял курс на всемерную поддержку развития электронной промышленности в социалистических странах. Всем соцстранам было рекомендовано создать собственные центры по разработке вычислительной техники. Когда «старший брат» предоставляет льготные займы, поставки сырья, а после покупает готовую продукцию по хорошей цене, то почему бы не развиваться как следует?
COCOM (Coordinating Committee for Multilateral Export Controls).
КОКОМ (Координационный комитет по экспортному контролю).
Международная организация западных стран, созданная для контроля за экспортом в СССР и другие социалистические страны. Создана в 1949 году, прекратила действие в 1994 году.
Этот подход был типичным для нашей страны: мы всегда заботились о развитии дружественных нам стран. В результате в странах Социалистического Содружества была создана мощная электронная промышленность. Конечно, Советский Союз также поставлял своё оборудование в эти страны, но значительную часть своих потребностей они закрывали сами и к тому же активно экспортировали свою продукцию как в Советский Союз, так и друг другу. Более того, многие развитые капиталистические страны также с большим удовольствием покупали высокотехнологичную продукцию наших коллег.
Сотрудничество между соцстранами в области высоких технологий координировалось из Москвы. Под это была подведена крепкая межгосударственная база. В 1969 годубыло подписано многостороннее Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области разработки, производства и применения средств вычислительной техники между Болгарией, Венгрией, ГДР, Кубой, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией. В 1980 годуподписано Соглашение о многосторонней международной специализации и кооперировании в разработке и производстве средств вычислительной техники для взаимных поставок.
Вот некоторые достижения социалистической электроники на примере Болгарии и Германской Демократической Республики. Люди старшего поколения хорошо помнят болгарские электронные калькуляторы Elka. Впрочем, на калькуляторах, предназначенных для поставок в Советский Союз, название было написано русскими буквами. «Элка 22» был одним из самых распространённых настольных калькуляторов в СССР в 60-70-х годах. Электронные калькуляторы были разработаны болгарским Центральным институтом вычислительных технологий и производились на заводе «Электроника» в Софии. Elka широко поставлялась не только в Советский Союз и соцстраны, но и в развитые капиталистические страны, такие как Италия и Швейцария. Первый Elka был представлен в 1965 году и был одним из первых в мире электронных калькуляторов, работавших не на электронных лампах, а на транзисторах.
Восточногерманский «Комбинат ВЭБ Роботрон», с главной административной базой в Дрездене, являлся крупнейшим промышленным предприятием ГДР, с числом работников, превышавших 60 тысяч. Производство было рассредоточено на множестве предприятий по всей стране. Комбинат производил самый широкий спектр вычислительной техники, но прежде всего был известен выпуском мэйнфреймов (промышленных суперсерверов), большая часть которых экспортировалась в СССР. Хорошо известные в восьмидесятых годах сиситемы ЕС1055 и ЕС1057 поступали в Советский Союз именно с Роботрона. В поставке комплектующих для современных ЭВМ принимали активное участие и другие страны Социалистического Содружества. Капиталистические страны также делали важный вклад, но, как правило, против своей воли и совершенно бесплатно.
Но вот случилось «падение Берлинской стены» 9 ноября 1989 года, и процесс, как тогда говорили, пошёл. Уже в следующем году комбинат был ликвидирован и распродан по частям. Всего несколько процентов сотрудников смогли трудоустроиться в предприятиях, созданных «на обломках былого величия». К тому же многоквартирные дома граждан ГДР были проданы западногерманским управляющим компаниям. Так что потерявшим работу людям пришлось оплачивать аренду своих же в прошлом квартир, причём по рыночной цене. Ну а кто в новые реалии не вписывался, собирал чемодан и шёл на запад в надежде найти там хоть какую-то работу.
Но если в ГДР стали со временем приходить западногерманские компании и открывать собственные производства, то в Болгарии обстановка была ещё более грустной. За ведущей отраслью болгарской экономики стояли высококвалифицированные многотысячные коллективы, труд которых в одночасье перестал быть востребованным. Огромное количество таких специалистов разъехались по всему миру в поисках работы. Население страны сократилось примерно на треть. А главное, перестала существовать гармоничная экосистема: образование, издание профильных журналов, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, опытное производство, огромные производственные предприятия, командировки, выставки, симпозиумы… Сейчас в лучшем случае в Болгарии можно устроиться на сборочное производство какого-нибудь международного бренда. А ведь как болгары раньше гордились своей созданной с нуля передовой промышленностью. Непохоже, чтобы эти времена вернулись, по крайней мере в скором времени.
А вот у нас в России дела обстоят не в пример лучше. Конечно, развал Советского Союза самым удручающим образом повлиял и на нашу электронную промышленность. Но всё же мы выстояли. Сохранились и работают зеленоградские МИЭТ и Микрон, созданы новые предприятия, такие как Cколтех и Yadro. Да и лидер электронной отрасли братской Белоруссии минский Планар сейчас на подъёме. Причём на этих предприятиях речь идёт не о каком-то сборочном производстве по заказу иностранцев, а о самостоятельном полноценном создании и производстве собственной высокотехнологичной продукции.
Возникает вопрос: а почему бы не повторить достижения Советского Союза и не создать международный кластер электроники? Пусть даже в меньшем масштабе. Да, бывшие социалистические страны сейчас уже находятся «по ту сторону», а вот многие из бывших республик Советского Союза по-прежнему с нами. Та же Армения в советское время была центром точных наук: чего только стоил знаменитый Ереванский институт компьютерных исследований, разработчик ЭВМ Наири. В своё время за разработку Наири-3, первой в стране ЭВМ на интегральных схемах, коллектив конструкторов был удостоен Государственной премии СССР. Так что страны СНГ совершенно точно смогли бы сформировать один из главных мировых центров высоких технологий. Да и потом, совместная работа укрепляет дружбу. Пришло время дружить по-взрослому.