Найти в Дзене
ТЕАТРАЛОЧКА

Богомолов без пошлости, но с Верником: о спектакле "Дядя Лёва" Московского драматического Театра на Бронной

Пьеса Леонида Зорина "Покровские ворота" была написана в 1974 году и сразу возымела большой успех в литературной и театральной среде. Михаил Казаков в 1975 году поставил по ней спектакль на сцене Театра на Малой Бронной (где он тогда работал), а позже, в 1982 году поставил и одноименный фильм, который, безусловно, стал одним из любимых у зрителей всех возрастов в нашей стране. В пьесе описываются события второй половины 50-х годов прошлого века, времена Хрущевской оттепели. Прошло десять лет, как отгремела война, боль постепенно уходит, раны затягиваются. И три года, как умер Сталин. В народе стал ощущаться запах свободы. В пьесе мы знакомимся с представителями московской интеллигенции того времени на примере жильцов одной коммунальной квартиры в центре Москвы у Покровских ворот, которые многие годы живут рядом, общаются, спорят, иногда конфликтуют, но в их поступках прослеживается доброта, терпимость, уважение друг к другу, присущие коренным Москвичам. Это символично, что спустя почти

Пьеса Леонида Зорина "Покровские ворота" была написана в 1974 году и сразу возымела большой успех в литературной и театральной среде. Михаил Казаков в 1975 году поставил по ней спектакль на сцене Театра на Малой Бронной (где он тогда работал), а позже, в 1982 году поставил и одноименный фильм, который, безусловно, стал одним из любимых у зрителей всех возрастов в нашей стране.

В пьесе описываются события второй половины 50-х годов прошлого века, времена Хрущевской оттепели. Прошло десять лет, как отгремела война, боль постепенно уходит, раны затягиваются. И три года, как умер Сталин. В народе стал ощущаться запах свободы.

В пьесе мы знакомимся с представителями московской интеллигенции того времени на примере жильцов одной коммунальной квартиры в центре Москвы у Покровских ворот, которые многие годы живут рядом, общаются, спорят, иногда конфликтуют, но в их поступках прослеживается доброта, терпимость, уважение друг к другу, присущие коренным Москвичам.

Это символично, что спустя почти 50 лет пьеса снова появилась на сцене Московского драматического Театра на Бронной, благодаря его новому художественному руководителю Константину Юрьевичу Богомолову. Правда, главным героем в своем спектакле режиссёр видит не Костика, как было у Казакова, а дядю Лёву, вернее Льва Евгеньевича Хоботова. В связи с этим спектакль и называется "Дядя Лёва".

Дядя Лева. Фото с официального сайта Театра на Бронной: https://mbronnaya.ru/uploads/performance/image/image/1294/bronnaya_show_PIU_7990.jpg
Дядя Лева. Фото с официального сайта Театра на Бронной: https://mbronnaya.ru/uploads/performance/image/image/1294/bronnaya_show_PIU_7990.jpg

Вчера пересматривала свои видеозаписи в телефоне с поклонами с разных спектаклей и вспомнила про "Дядю Лёву". Сразу захотелось поделиться с вами воспоминаниями об этой чудесной постановке. Какой же это добрый, нежный спектакль, от него веет таким теплом. Он может согреть душу, даже сильно раненную, истерзанную. Если вы хотите окунуться в атмосферу прошлого, поностальгировать, ощутить дух того времени, вам обязательно надо посетить Театр на Бронной и увидеть все своими глазами.

Когда Константин Богомолов ставил эту пьесу, он, конечно, понимал, что его спектакль будут бесконечно сравнивать с фильмом Казакова, ведь мы знаем его наизусть. Но такого режиссера, как Богомолов, этим не удивишь. Все его постановки базируются на известных произведениях, но имеют свое неповторимое прочтение.

Не пугайтесь, в этой постановке нет мата, обнаженки, эротических шуток. Да-да, Константин Юрьевич может ставить спектакли без провокаций и эпатажа. Среди последних: "Таня" по А.Н. Арбузову и "Вероника" по Виктору Розову.

Итак, спектакль начинается. Обстановка квартиры 50-х годов показана только намеком. Из мебели: диван, пара шкафов, вешалка для одежды с висящими на ней коньками (куда же без них) и настенный телефон. На заднем плане на большом экране мелькают виды Москвы того времени. Одежда героев соответствует той эпохе. Хочется отметить прекрасную работу художника-постановщика и художника по костюмам Ларису Ломакину!

Я смотрела спектакль сразу после премьеры в сентябре 2021 года ещё во дворце на Яузе. И пишу о том актерском составе, который видела я. Слышала, что сейчас кое-кого заменили и спектакль стал немного другим (пожалуй, как-нибудь схожу опять и сравню эти постановки).

Не пугайтесь, что Костика играет Игорь Верник. Да, ему не двадцать лет, но он как будто законсервировался, всегда подтянут, строен, а его обаятельная улыбка делает его вечно молодым. Именно поэтому Богомолов и выбрал его на роль Костика. Тем более, Игорь совмещает как бы сразу две роли: молодого и возрастного Костика.

Игорь Верник в роли Костика. Иван Шабалтас в роли Велюрова. Дядя Лева. Фото с официального сайта Театра на Бронной: https://mbronnaya.ru/uploads/performance/image/image/1720/bronnaya_show_1_34.jpg
Игорь Верник в роли Костика. Иван Шабалтас в роли Велюрова. Дядя Лева. Фото с официального сайта Театра на Бронной: https://mbronnaya.ru/uploads/performance/image/image/1720/bronnaya_show_1_34.jpg

Дядю Лёву играет Александр Семчев. Я знаю Александра по очень многим работам в театре, он везде разный. Роль Льва Евгеньевича ему явно удалась. Несуразный, чудаковатый, непутёвый, мягкий, но всегда искренний и добрый человек.

Александра Ребенок здесь поистине Маргарита! Твёрдая, уверенная в себе, решительная, властная женщина, которая способна контролировать свою жизнь и жизнь окружающих ее мужчин. А их у неё двое: Лев Евгеньевич и Савва Игнатьевич. Хоботов ей необходим для духовности, а на роль Саввы Игнатьевича режиссёр пригласил молодого 27 летнего актера, Даниила Чупа, чем хотел подчеркнуть, что Савва Игнатьевич нужен героине не только "для починки примусов". Но, вместе с тем, очень обаятельная, женственная, всегда одетая с иголочки, в изысканных туфельках на каблучках.

Александра Ребенок в роли Маргариты. Даниил Чуп в роли Саввы Игнатьевича. Дядя Лева. Фото с официального сайта Театра на Бронной: https://mbronnaya.ru/uploads/performance/image/image/1296/bronnaya_show_PIU_7760.jpg
Александра Ребенок в роли Маргариты. Даниил Чуп в роли Саввы Игнатьевича. Дядя Лева. Фото с официального сайта Театра на Бронной: https://mbronnaya.ru/uploads/performance/image/image/1296/bronnaya_show_PIU_7760.jpg

На роль возлюбленной Костика по имени Алевтина (в пьесе Л. Зорина ее звали именно так) режиссёр пригласил гиперсексуальную актрису Яну Кошкину, одев ее в скромное платьице 50-х годов. Зрителю она может быть известна по съемкам программы "Однажды в России" на ТНТ.

Людочку (любимую девушку Хоботова) в постановке воплощает Александра Ревенко. Как по мне, чересчур смурная и холодная.

Александр Семчев в роли Хоботова. Александра Ревенко в роли Людочки. Дядя Лева. Фото с официального сайта Театра на Бронной: https://mbronnaya.ru/uploads/performance/image/image/1714/bronnaya_show_1_68.jpg
Александр Семчев в роли Хоботова. Александра Ревенко в роли Людочки. Дядя Лева. Фото с официального сайта Театра на Бронной: https://mbronnaya.ru/uploads/performance/image/image/1714/bronnaya_show_1_68.jpg

В Дяде Лёве участвуют две возрастные актрисы: великолепные Вера Майорова (Алевтина в возрасте) и Людмила Хмельницкая (Алиса Витальевна).

Людмила Хмельницкая в роли Алисы Витальевны. Дядя Лева. Фото с официального сайта Театра на Бронной: https://mbronnaya.ru/uploads/performance/image/image/1719/bronnaya_show_1_26.jpg
Людмила Хмельницкая в роли Алисы Витальевны. Дядя Лева. Фото с официального сайта Театра на Бронной: https://mbronnaya.ru/uploads/performance/image/image/1719/bronnaya_show_1_26.jpg

Обязательно хочу отметить Ивана Шабалтаса, актёра старой школы, одного из немногих, кого Богомолов оставил в своем театре после назначения на пост художественного руководителя. Его Велюров не просто престарелый "Дон Жуан", у которого общение с женщинами уже позади, а опытный ловелас, который может покорить даму любого возраста!

Обожаю его монолог в конце пьесы, когда Костик, Алевтина, Людочка и Велюров навещают Хоботова в больнице:

В больнице я не лежал. Я был в санатории. Тоже не сахар. Особенно угнетают женщины. Все от шестидесяти и выше. Начисто убивают тонус.

Почему Богомолов назвал спектакль "Дядя Лёва"? Да потому что именно в Льве Евгеньевиче Хоботове он увидел Чеховского Дядю Ваню, такого же страдающего, мучающегося, вечно сомневающегося человека, ищущего ответы на вечные вопросы: правильно ли он прожил свою жизнь и что ему осталось?

Дядя Ваня, обращаясь к Астрову: "О, Боже мой ... Мне сорок семь лет; если, положим, я проживу до шестидесяти, то мне остается ещё тринадцать. Долго! Как я проживу эти тринадцать лет? Что буду делать, чем неполную их? О, понимаешь ... понимаешь, если бы можно было прожить остаток жизни как-нибудь по-новому. Проснуться бы в ясное, тихое утро и почувствовать, что жить ты начал снова, что все прошлое забыто, рассеялось, как дым. Начать новую жизнь ..."
Дядя Лёва, обращаясь к Маргарите: "Всю жизнь я жил твоим умом. Всю жизнь я делал, что ты велела. Теперь я хочу простого права: решать свою судьбу самому ...
Я мог быть ученым, мог книги писать, а стал каким-то столоначальником, блохоискателем, сундуком. Весь век копаюсь в чужих предисловиях. Если б не ты ... Савва, подумай, - всю свою жизнь себя ограничивать, бояться прохвостов и дураков, работать вполсилы, жить вполноги, не знать ни ожиданий, ни взлетов. Для этого надо было родиться?"

Мне кажется, у Льва Евгеньевича есть все шансы поменять свою жизнь и начать новую. Он встретил молодую женщину, порвал с прошлым, ещё не все потеряно! А неутомимый Савранский уж точно довезет их до светлого будущего!

У дяди Вани все было гораздо хуже.

Лариса Ломакина использует на сцене "Поворотный круг" (движущаяся по кругу конструкция на полу сцены). По мере продвижения спектакля герои то передвигаются по нему, то пытаются сойти с него. Это очень символично! Для меня этот круг обозначает ВЫБОР: можно всю свою жизнь пробегать по этому кругу как "белка в колесе", а можно спрыгнуть с него и начать совершенно новую жизнь!

В спектакле, как и в фильме, звучит музыка Булата Окуджавы и его "Часовые любви".

А завершается спектакль прекрасной песней Майи Кристалинской:

Если вам ночью не спится
И на душе нелегко
Значит, вам надо влюбиться
В ту одну на земле
Что от вас далеко

Это волшебно!

Предлагаю посмотреть видео с поклонами с этого спектакля:

P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:

Утерли нос: о фантастической постановке «Сирано де Бержерак» в МХТ им. А. П. Чехова

Богомолов уничтожил олигархов на Бали: о спектакле "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя"

Феерия в Камергерском: о спектакле "Авлабар, или Новая Ханума" в МХТ им. А. П. Чехова

Богомолов смачно повернул, "турахнуться" можно: о "Гамлет in Moscow" в Театре на Бронной

У Богомолова под носом пристраивают содержанку: о спектакле "Богатые невесты. Новый сезон" в Театре на Бронной