Сегодня Госдума приняла в III чтении законопроект о бюджете страны на 2024 года и индикативные показатели доходов и расходов государственной казны на 2025-2026 годы. В этом бюджете многие вещи выглядят действительно замечательными: кабмин, готовя проект общероссийской сметы, не стал гнаться за тем, чтобы добиться непревышения расходов над доходами.
В итоге, будет дефицит бюджета (1 трлн 595,4 млрд руб. или 0,9% ВВП), но и увеличиваются расходы, которые составят 36 трлн 660,7 млрд руб. (20,4% ВВП). Важно, что расходы вырастут не только номинально, но и реально, то есть обгонят инфляцию.
Исходя из сметы расходов видно, что правительство РФ решило подставить крепкое плечо государственным корпорациям и частным компаниям, которые активно вовлечены в структурную перестройку экономики.
Однако есть нюанс, который нельзя не отметить. Правительство РФ, очевидно, будет вынуждено компенсировать неадекватное фактическому темпу росту потребительских цен повышение ключевой ставки ЦБ РФ. По-простому говоря, при конструировании бюджета на первоначальном этапе правительство РФ ориентировалось на ключевую ставку в два раза меньшую, чем сейчас (15%). А это значит, что для поддержания необходимого темпа экономических преобразований в стране нужно будет направлять больше средств, чем предполагалось изначально, на компенсацию ряду организаций более высокой стоимости заемных средств.
И здесь ключевой момент заключается в том, что если такая поддержка реальному сектору — абсолютно необходима, то выделение аналогичных средств банкам вряд ли было бы уместно. Однако, исходя из принятого в III чтении проекта бюджета, получается, что банки только по линии льготного автокредитования получат из государственного бюджета не 12,3 млрд руб., как оценивалось ещё при I чтении, а приблизительно в 1,4 раза больше — 15,3 млрд руб.
Вообще-то, банковский сектор мог бы набраться здравого смысла и при ожидаемой прибыли в 2023 году не менее 3 трлн руб. отказаться от такого перечисления средств и взять на себя эти «неподъёмные» траты, которые составляют лишь 0,51% от их совокупной прибыли.
Схожая ситуация и по государственной поддержке банков в льготной ипотеке: очевидно, что у кредитных организаций есть средства, которые они могли бы в рамках социальной ответственности бизнеса направить на такое важное дело для экономики в целом как компенсация части процентной ставки по льготным кредитным программам. Тем самым, банки бы, направив всего лишь небольшую часть своей колоссальной прибыли, подставили бы плечо правительству РФ и экономике страны в целом.
Правительство РФ, конечно, готово помочь в рамках намеченных планов тем, кто начинает страдать от безответственной политики ЦБ РФ по повышению ключевой ставки. Но ведь Банк России не отказался в принципе от идеи дальнейшего роста ключевой ставки, так что в декабре она может быть повышена ещё раз, до 16% или 17%.
Регулятор уже «ненавязчиво» ознакомил с проведенным по его заказу исследованием, в котором говорится о дальнейшем росте инфляционных ожиданий населения в ноябре — на 1%, до 12,2% годовых. С точки зрения ЦБ РФ — это «прекрасное» обоснование того, чтобы в декабре вздуть ставку ещё больше. А с точки зрения экономики это будет означать, что у правительства в рамках бюджета будет меньше средств на развитие экономики.
Очевидно, что ЦБ РФ, борясь якобы с инфляцией, ведёт политику по снижению темпа роста экономики. Конечно, в регуляторе могут сослаться на опыт США, где ведут себя вроде бы так же, только за одним нюансом: там борются, и безуспешно, с растущим государственным долгом. И если в США в следующем году главная статья расходов будет обслуживание госдолга, то в России — социально-экономические программы.
Зачем копировать политику ФРС США с её подъёмом ставки, когда по факту даже там она применяется не для борьбы с инфляцией, и по факту такая политика не работает?