Найти в Дзене
Жанр

«Георгий Милляр, нанося бесовский грим, просил у Бога прощения» - Как снимали «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Оглавление

Изначально фильм должен был называться - «Ночь перед Рождеством» - как и повесть Николая Гоголя. Но чиновники от кино сочли упоминание слова «Рождество» неприемлемым для советской аудитории: 1961 год. полным ходом шла антирелигиозная кампания Хрущева. Название оперативно изменили и приступили к съемкам.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Обошли цензуру

Действие в повести разворачивается под Полтавой, в селе Диканька на северо-востоке Украины. Планировали снимать там, но старт съемок затянулся, началась мартовская оттепель. Пришлось искать место, где весна еще не началась. Решили ехать на Север - на Кольский полуостров. За несколько дней в районе поселка «13-й километр» декораторы возвели деревню с хатами, сараями и церквушкой.

Несмотря на цензуру, в картине зрители увидели и старинные обычаи, и ритуалы, которые являются частью празднования Рождества. Колядки и отрывок из православного рождественского тропаря записал украинский хор.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Хороша ведьма!

Еще на этапе создания сценария режиссер наметил актеров на некоторые роли. Например, в образе Солохи, матери Вакулы он видел Людмилу Хитяеву. Актрису утвердили, но незадолго до начала съемок она сильно травмировалась - даже думала отказаться от роли. Вместе со своим семилетним сыном Людмила отдыхала на горнолыжном курорте. Давно не встававшая на лыжи, она съехала с крутого пригорка, врезалась в дерево и сломала нос. Ее лицо опухло, а нос сросся с небольшой горбинкой.

Однако Роу это не смутило: «Так даже лучше, больше похожа на ведьму! И гримировать не надо». Хотя над фигурой Солохи поработать пришлось. На момент съемок Людмиле был всего 31 год, а у ее героини уже взрослый сын. Чтобы нивелировать возраст и добавить фигуре украинской колоритности, актриса надевала сразу несколько пышных юбок. На крупных планах прижимала подбородок к шее, создавая иллюзию второго подбородка.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Комик Юрий Тимошенко из дуэта «Тарапунька и Штепсель» пробовался на дьяка, а заодно порекомендовал на роль красавицы Оксаны - свою подругу эстрадную певицу Юлию Пашковскую. Дьяка в итоге сыграл Сергей Мартинсон, а Оксану - второкурсница студии при театре Ивана Франко Людмила Мызникова.

Когда Роу увидел 20-летнюю Людмилу в коридоре киностудии имени Довженко, решение пришло молниеносно: «Вот она, наша Оксана!» Из более чем 4 тысяч претенденток на роль была выбрана именно Людмила. Как позже вспоминала актриса, персонаж дался ей легко. Когда требовалось заплакать в кадре, она вспоминала свой дом и родных. Девушка очень по ним скучала, поэтому слезы текли сами собой. После успеха картины Мызникова ожидала интересных предложений от режиссеров. Однако надеялась напрасно: роль Оксаны так и осталась единственной ее крупной ролью. Впрочем, Людмила Николаевна не считает свою судьбу несчастливой: она вложила всю себя в семью, став замечательной женой, мамой, бабушкой.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Черт-те что и сзади хвостик

Интересно, что Александр Роу был не первым, кто решил экранизировать повесть Гоголя. Еще в 1913 году режиссер Владислав Старевич снял свою «Ночь перед Рождеством», признанную одним из лучших фильмов тех лет. В ленте использовалась трудоемкая ручная мультипликация. Роу не стал повторяться. Вместо прорисовки спецэффектов он решил прибегнуть к монтажу и помощи каскадеров. Функции последних, по стечению обстоятельств, актеры вынуждены были выполнять сами.

Так, Георгий Милляр (роль черта) до костей промерз на съемках. Поначалу для него сшили теплый костюм из меха. Но актер попросил сшить другой: ему было не удобно двигаться и выполнять трюки. Новый костюм не стеснял движений, но больше напоминал тонкое цирковое трико. В таком виде артисту предстояло играть сцены с метелью перед «ветродуями» из старых самолетных пропеллеров, на которые рабочие подкидывали снег.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Сцены с прорубью планировали снимать в крытом павильоне и даже использовать теплую воду. Но Георгий Францевич, которому было уже под 60, так вжился в роль, что пожелал нырять в настоящую прорубь. Чтобы согреться, он не раз прибегал к горячительным напиткам - за что получал разнос от режиссера.

Для эпизода, где черт вылетает из печной трубы, построили специальный желоб в виде детской горки, по которой съезжал черт. На монтаже пленку перематывать назад, создавая иллюзию обратного движения. С первого дубля снять не получилось, поэтому Милляр раз за разом съезжал по деревянной конструкции, цепляя занозы.

Не повезло и дублеру Милляра. Во время съемок павильонного эпизода с полетом черта по небу трос оборвался, каскадер упал и сломал челюсть. Георгию Францевичу пришлось справляться самому, превозмогая страх высоты. Зато, освоившись, он крутился наверху похлеще акробата, чем очень веселил присутствующих.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Сцену, где вареники сами окунаются в сметану, а за тем влетают в рот колдуну Пацюку (его сыграл Николай Яковченко), помнят все. В реальности актер их выплевывал, а с помощью обратного монтажа достигался нужный волшебный эффект.

К слову, актеры - народ суеверный. К примеру, Георгий Милляр, надевая свое трико с хвостом и нанося «бесовский» грим, просил у Бога прощения.

Снималась вся деревня

Массовку набирали на месте, среди студентов мединститута и рабочих Кировска. Объявления расклеили по всему городу. Желающих подработать, да еще и на съемках фильма, собралось немало. В зависимости от количества съемочных часов в день платили от 2 до 3 рублей. Гримировали и переодевали прямо в учебном заведении. Тщательно проверяли, чтобы у женщин на пальцах не было колец, а ногти были без лака.

Чтобы не замерзнуть, массовке было велено активно себя вести: бросаться снежками, кататься на санях.

Песни решили добавить аутентичные, поэтому русскоговорящим участникам доверили лишь открывать рот под запись, доносящуюся из машины.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Первый показ состоялся 15 декабря 1961 года во Дворце культуры комбината «Апатит». Съемочная группа, нарядившись в костюмы бесов, закидывала ватными снежками публику в фойе ДК. Таким образом, зрители уже с порога попадали в сказку, в создании которой участвовали некоторые из них.

Заложники одной роли

С первого своего фильма Александр Роу собирал команду мечты. Многие артисты стали его постоянной труппой и снимались во всех его картинах. После смерти режиссера некоторые актеры оказались не у дел. Например, Георгий Милляр, став заложником образа нечисти, так и не смог осуществить свою мечту - сыграть драматическую роль, хоть и был готов это сделать даже в преклонном возрасте.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Для Юрия Таврова роль кузнеца Вакулы стала последней главной ролью в карьере. После «Вечеров...» актеру доставались лишь второстепенные

персонажи. Позже ему приходилось работать маляром-штукатуром, строителем. В какой-то момент Юрий ослеп из-за глаукомы на правый глаз, что-то надломилось, он начал пить. Умер Тавров в 2010 году.

У Николая Яковченко (Пацюк) после съемок случилось несчастье: умерла от онкологии старшая дочь. Будучи вдовцом, двух дочек он растил в одиночку. Потеря была для него невыносимой, актер стал искать забвения в алкоголе. В 1974-м его не стало.

Спасибо, что дочитали до конца. Не забудьте подписаться, чтобы поддержать канал!