В результатах переговоров Си и Джо тяжело разглядеть признаки потепления. Скорее - нулевую эффективность встречи лидеров двух сверхдержав. Если же называть вещи своими именами, то следует говорить о провале переговоров…
А итогов то и нет...
Когда наступило время подводить итоге встречи президентов Китая и США в американском Сан-Франциско (Калифорния), вдруг оказалось, что итогов-то, как таковых и нету. Ну, смогли договориться о восстановлении прямых контактов между вооруженными инфраструктурами двух сверхдержав на более-менее высоком уровне. Ну, обговорили какие-то совместные действия по регулированию искусственного интеллекта. Вроде бы даже что-то решили по поставкам из Китая в США химикатов, необходимых для производства фентанила, ставшего бичом для крупных американских мегаполисов… И все.
А вот далеко идущие ожидания американской дипломатии, мол, удастся поговорить с китайским лидером об уменьшении объемов поставок иранской нефти, попросту не сбылись. Как не сбылись и надежды поговорить с Цзиньпином об украинском конфликте и о позиции Поднебесной касательно отношений с Россией. И радужный корабль американской мечты, касательно нормализации взаимоотношений со сверхдержавой, развивающейся по принципиально иному цивилизационному пути, вновь разбился о подводный камень преткновений под названием Тайвань.
Очередной кикс Байдена
Это если не учесть политического "коленца", которое выкинул президент США Джо Байден, умудрившись в очередной раз назвать своего китайского коллегу диктатором, комментируя по горячим следам итоги встречи и переговоров.
"…Он диктатор в том смысле, что он человек, который управляет страной, которая является коммунистической страной, основанной на форме правления, совершенно отличной от нашей" – сказал американский лидер, когда его спросили, изменил ли он свое мнение о Цзыньпине после встречи.
Вообще-то понятно, что термин "коммунистический" раздражает представителей американской политической элиты наподобие красной тряпки, которой машут перед носом быка на корриде. Эффект настолько сильный, что уже давно не имеет смысла объяснять, что в этом общественном строе в китайском исполнении капиталистический принципов гораздо больше, нежели в классическом варианте коммунизма. Но подобное объяснение Байдена не спасло – кикс, он и на дипломатических подмостках кикс, который можно списать, разве что, на досаду, вызванную реальными результатами встречи.
Чтобы это понять, было достаточно в этот момент посмотреть на страдальческое выражение лица госсекретаря Блинкена. А ведь руководитель внешнеполитического ведомства США, можно сказать, душу вложил в попытку восстановления взаимоотношений между двумя ведущими державами. И тут такой, мягко говоря, неудачный пассаж, за которым последовало официальное заявление МИД КНР.
"Это заявление крайне ошибочно и безответственно, Китай решительно выступает против политических манипуляций" – завила представитель внешнеполитического ведомства Китая Мао Нин.
"Синдром Тайваня"
Ну а о "синдроме Тайваня" на этом фоне уже и говорить не приходится. Официальный Тайбэй еще и "подкинул дровишек", поблагодарив Байдена за то, что тот в переговорах со своим китайским коллегой отстаивал интересы острова. Так что говорить о каком-то знаковом прорыве в отношениях между КНР и США, да хотя бы и о том, что на переговорах все прошло более-менее гладко, не приходится.
Особенно на фоне того, что согласно заявлению небезызвестного Джона Кирби (представитель СНБ Белого Дома), его шеф на встрече уведомил Цзиньпина, что Вашингтон намерен продолжать поставки вооружений Тайваню. На что в ответ Мао Нин выступила вновь: "Тайваньский вопрос всегда был самым важным и чувствительным в китайско-американских отношениях, - отметила Мао Нин. - США должны прекратить вооружать Тайвань, перестать вмешиваться во внутренние дела Китая и поддержать мирное воссоединение Китая".
В подобной пост-переговорной атмосфере при всем желании тяжело разглядеть признаки потепления. Скорее приходится говорить о нулевой эффективности встречи лидеров двух стран с самой развитой экономикой. Если же называть вещи своими именами, то следует говорить о провале переговоров…
Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения