Найти тему

Александровский мост в Октябрьске. Самарская область, часть 40

В предыдущей статье мы прошли на теплоходе посёлок Первомайский – пригород на восточной окраине города Октябрьска, сейчас продолжаем двигаться в сторону Сызранского (Александровского) железнодорожного моста. Впереди, в дымке, просматриваются фермы моста, справа – район Хлебная База в городе Октябрьске. Район на востоке граничит с посёлком Первомайский, на западе (у берега Волги) ограничен железной дорогой, проходящей по мосту.

Фото 16.09.2023.
Фото 16.09.2023.

Октябрьск – город областного подчинения в Самарской области на правом берегу Волги. Датой основания города является 1684 год – год, когда возникла слобода Городище (с начала XVIII века называлась село Вознесенское, Костычи, Старые Костычи), первая из нескольких селений, которые появились позже и позднее вошли в состав нынешнего Октябрьска. В 1704 году к западу от слободы появилось село Батраки. В 1860-х годах к западу от Батраков построили пристань, около которой возник посёлок Батраки-Пристань, слившийся позже с Батраками. В 1876 году к востоку от села Старые Костычи, при строительстве моста через Волгу, возник посёлок Правая Волга. Ещё восточнее, в 1882 году, основан посёлок рабочих Печерского асфальтового завода (с 1925 года – посёлок Первомайский).

Таким образом, по берегу Волги вниз по течению (с востока на запад) расположились населённые пункты: посёлки Первомайский, Правая Волга, село Старые Костычи, рабочий посёлок Батраки. В 1942 году все они вошли в состав Октябрьского района города Сызрани, а в 1956 году выделены в город Октябрьск.

В настоящее время в Октябрьске работают предприятия по обслуживанию железнодорожного и речного транспорта и производству стройматериалов. В 2021 году в городе проживало 20,7 тысяч человек.

Пристань Октябрьская хлебная база на фоне элеватора. Элеватор и пристань находятся в районе Хлебная База – между посёлками Первомайский и Правая Волга.

Фото 16.09.2023.
Фото 16.09.2023.

Так выглядит элеватор ночью.

Фото 12.09.2023.
Фото 12.09.2023.

Главная достопримечательность Октябрьска – Александровский мост. Вид на мост сверху по течению, со стороны Самары. Снимал с кормы при возвращении в Самару.

Фото 16.09.2023.
Фото 16.09.2023.

Железнодорожный мост через Волгу строился по указанию императора Александра II. Официальная дата начала строительства моста – 20 августа 1877 года, завершения – 20 августа 1880-го. Возведение моста велось по проекту профессора Николая Аполлоновича Белелюбского. Руководил строительством инженер В.И.Березин, сборкой моста руководил инженер К.Я.Михайловский, за устройство опор отвечали инженеры Рейнер и Кнорр. Дата открытия была приурочена к 25-летию правления Александра II, в честь императора мост и получил своё первое название – Александровский.

В 1918 году белочехами при отступлении были взорваны два пролёта моста – №11 и №12. Зимой 1918-1919 годов через Волгу была организована временная рельсовая переправа по льду. В апреле 1919 года взорванные пролёты были восстановлены, а в мае пошли первые поезда. После восстановления мост получил своё второе название «Красный Сызранский».

В 1949 году правительством страны было принято решение о строительстве второго рельсового пути и замене «царских пролётов» на новые. Эти работы были завершены в 1957 году, мост получил третье название – «Октябрьский».

Старые «александровские» пролёты менялись постепенно в 1950-е годы, последними были заменены «революционные» 11-й (в 2003 году) и 12-й пролёты (в 2004 году).

После распада СССР мосту вернули первоначальное название, при этом сохранилось и одно из новых, так и живёт это замечательное сооружение под двумя именами – Сызранский (Александровский) железнодорожный мост.

P.S. В описание истории Сызранского моста я внёс некоторые изменения, учитывая замечания в комментарии Скифа.

На этой фотографии вид на мост тоже сверху по течению, но при движении в сторону Саратова-Волгограда из Самары. Как Вы могли заметить, происходило это ночью.

Фото 12.09.2023.
Фото 12.09.2023.

Левобережная часть моста. Всего у моста 13 пролётов. Пятый пролёт (счёт идёт от правого берега) предназначен для прохождения судов, идущих вниз, седьмой – для судов, идущих вверх.

Фото 16.09.2023.
Фото 16.09.2023.

Правобережная часть моста.

Фото 16.09.2023.
Фото 16.09.2023.

Основная ветка железной дороги от моста уходит влево (на запад), направо – тупиковая до хлебной базы. Как раз туда направляется состав.

Фото 16.09.2023.
Фото 16.09.2023.

Никак не мог пропустить такой «крутой» берег перед мостом.

Фото 16.09.2023.
Фото 16.09.2023.

Так выглядит район Хлебная База на правом берегу Волги при взгляде с моста из окна вагона – снимал в 2018 году.

Фото 25.08.2018.
Фото 25.08.2018.

Обрывистый берег крупным планом в тот же год.

Фото 25.08.2018.
Фото 25.08.2018.

Вернёмся в 2023 год. Интересно, какая часть опора старше?

Фото 16.09.2023.
Фото 16.09.2023.

Расстояние до Сызранского (Александровского) моста:

от причала №4 речного вокзала – 98,3 км;
время в пути – от 4 часов 25 минут до 4 часов 45 минут;
от Винновки – 67,5 км;
время в пути – от 3 часов до 3 часов 15 минут.

Ночной проход под мостом.

Фото 12.09.2023.
Фото 12.09.2023.

Вид на правобережную часть моста снизу по течению.

Фото 16.09.2023.
Фото 16.09.2023.

Прибрежная опора у правого берега и уходящая влево железная дорога.

Фото 16.09.2023.
Фото 16.09.2023.

P.S. Интересное дополнение к моей статье от Александра:

Вид с острова. Вот мой ролик, проезд через Александровский мост. Прошу прощения за картинку, штатива не было. https://ok.ru/video/4205399575246

Мы прошли главный объект Октябрьска – Александровский мост, в следующей статье пойдём дальше, покажу, что я смог увидеть в городе ниже моста с палубы теплохода.

Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуальных круизов из Самары по рекам бассейна Волги, путешествия по Волго-Балтийскому водному пути. Выбрать интересный для Вас регион можно в моих подборках.

Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!

#самарскаяобласть #волга #речныекруизы #путешествия #сызранскиймост