В предыдущей статье мы прошли на теплоходе посёлок Первомайский – пригород на восточной окраине города Октябрьска, сейчас продолжаем двигаться в сторону Сызранского (Александровского) железнодорожного моста. Впереди, в дымке, просматриваются фермы моста, справа – район Хлебная База в городе Октябрьске. Район на востоке граничит с посёлком Первомайский, на западе (у берега Волги) ограничен железной дорогой, проходящей по мосту.
Октябрьск – город областного подчинения в Самарской области на правом берегу Волги. Датой основания города является 1684 год – год, когда возникла слобода Городище (с начала XVIII века называлась село Вознесенское, Костычи, Старые Костычи), первая из нескольких селений, которые появились позже и позднее вошли в состав нынешнего Октябрьска. В 1704 году к западу от слободы появилось село Батраки. В 1860-х годах к западу от Батраков построили пристань, около которой возник посёлок Батраки-Пристань, слившийся позже с Батраками. В 1876 году к востоку от села Старые Костычи, при строительстве моста через Волгу, возник посёлок Правая Волга. Ещё восточнее, в 1882 году, основан посёлок рабочих Печерского асфальтового завода (с 1925 года – посёлок Первомайский).
Таким образом, по берегу Волги вниз по течению (с востока на запад) расположились населённые пункты: посёлки Первомайский, Правая Волга, село Старые Костычи, рабочий посёлок Батраки. В 1942 году все они вошли в состав Октябрьского района города Сызрани, а в 1956 году выделены в город Октябрьск.
В настоящее время в Октябрьске работают предприятия по обслуживанию железнодорожного и речного транспорта и производству стройматериалов. В 2021 году в городе проживало 20,7 тысяч человек.
Пристань Октябрьская хлебная база на фоне элеватора. Элеватор и пристань находятся в районе Хлебная База – между посёлками Первомайский и Правая Волга.
Так выглядит элеватор ночью.
Главная достопримечательность Октябрьска – Александровский мост. Вид на мост сверху по течению, со стороны Самары. Снимал с кормы при возвращении в Самару.
Железнодорожный мост через Волгу строился по указанию императора Александра II. Официальная дата начала строительства моста – 20 августа 1877 года, завершения – 20 августа 1880-го. Возведение моста велось по проекту профессора Николая Аполлоновича Белелюбского. Руководил строительством инженер В.И.Березин, сборкой моста руководил инженер К.Я.Михайловский, за устройство опор отвечали инженеры Рейнер и Кнорр. Дата открытия была приурочена к 25-летию правления Александра II, в честь императора мост и получил своё первое название – Александровский.
В 1918 году белочехами при отступлении были взорваны два пролёта моста – №11 и №12. Зимой 1918-1919 годов через Волгу была организована временная рельсовая переправа по льду. В апреле 1919 года взорванные пролёты были восстановлены, а в мае пошли первые поезда. После восстановления мост получил своё второе название «Красный Сызранский».
В 1949 году правительством страны было принято решение о строительстве второго рельсового пути и замене «царских пролётов» на новые. Эти работы были завершены в 1957 году, мост получил третье название – «Октябрьский».
Старые «александровские» пролёты менялись постепенно в 1950-е годы, последними были заменены «революционные» 11-й (в 2003 году) и 12-й пролёты (в 2004 году).
После распада СССР мосту вернули первоначальное название, при этом сохранилось и одно из новых, так и живёт это замечательное сооружение под двумя именами – Сызранский (Александровский) железнодорожный мост.
P.S. В описание истории Сызранского моста я внёс некоторые изменения, учитывая замечания в комментарии Скифа.
На этой фотографии вид на мост тоже сверху по течению, но при движении в сторону Саратова-Волгограда из Самары. Как Вы могли заметить, происходило это ночью.
Левобережная часть моста. Всего у моста 13 пролётов. Пятый пролёт (счёт идёт от правого берега) предназначен для прохождения судов, идущих вниз, седьмой – для судов, идущих вверх.
Правобережная часть моста.
Основная ветка железной дороги от моста уходит влево (на запад), направо – тупиковая до хлебной базы. Как раз туда направляется состав.
Никак не мог пропустить такой «крутой» берег перед мостом.
Так выглядит район Хлебная База на правом берегу Волги при взгляде с моста из окна вагона – снимал в 2018 году.
Обрывистый берег крупным планом в тот же год.
Вернёмся в 2023 год. Интересно, какая часть опора старше?
Расстояние до Сызранского (Александровского) моста:
от причала №4 речного вокзала – 98,3 км;
время в пути – от 4 часов 25 минут до 4 часов 45 минут;
от Винновки – 67,5 км;
время в пути – от 3 часов до 3 часов 15 минут.
Ночной проход под мостом.
Вид на правобережную часть моста снизу по течению.
Прибрежная опора у правого берега и уходящая влево железная дорога.
P.S. Интересное дополнение к моей статье от Александра:
Вид с острова. Вот мой ролик, проезд через Александровский мост. Прошу прощения за картинку, штатива не было. https://ok.ru/video/4205399575246
Мы прошли главный объект Октябрьска – Александровский мост, в следующей статье пойдём дальше, покажу, что я смог увидеть в городе ниже моста с палубы теплохода.
Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуальных круизов из Самары по рекам бассейна Волги, путешествия по Волго-Балтийскому водному пути. Выбрать интересный для Вас регион можно в моих подборках.
Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!
#самарскаяобласть #волга #речныекруизы #путешествия #сызранскиймост