Продолжаем плавание вниз по Волге в Сызранском районе, границу которого мы пересекли в предыдущей статье. На протяжении всего путешествия постоянное внимание к себе привлекал правый берег своими скалистыми обрывами, холмами, яркими осенними красками.
Провести время на рыбалке в хорошую погоду – одно удовольствие, при этом поймать рыбу (желательно большую) – это уже два удовольствия.
Живописный обрывистый берег.
Несмотря на крутизну откосов, часто встречаются спуски к самой береговой кромке.
Два интересных образования, похожие друг на друга и расположенные рядышком: овальное замкнутое углубление и пещера (или грот) внизу, как сливное отверстие.
А это ещё и на кратер похоже.
Подходим к городу Октябрьску – на снимке слева виден посёлок Красный Октябрь в составе посёлка Первомайский в городе Октябрьске (вот такая сложная иерархия). Перед посёлком находится местная достопримечательность – Первомайские битумные штольни, входы в которые находятся в крутом береговом откосе.
Битуминозные известняки были известны в этой местности со второй половины XVIII века, когда местные жители использовали «чёрный камень» для чернения крыш. В районе села Печерского в конце 1860-х годов были найдены большие запасы битуминозных известняков, позже известного как Первомайское месторождение асфальтитов и битумов. В 1870 году на местном сырье заработал первый асфальтовый завод. Активное использование Первомайского месторождения продолжалось до конца 1930-х годов, в 40-е годы заводы стали переходить на сырьё, получаемое из открытой к тому времени волжской нефти. К 1961 году местным предприятием, последним перешедшем на сырьё из других источников, стал Первомайский асфальтовый завод в Печерском.
Местонахождение многих штолен сейчас неизвестно, их поиском занимаются любители-энтузиасты. Кадры полузасыпанных пещер (штолен?), которые я сделал с палубы теплохода, во многом похожи на кадры любителей истории, сделанных на берегу или со льда зимой – иначе к штольням не подобраться.
Общий вид правого берега в районе восточной окраины Октябрьска и Битумных штолен.
На снимках ниже – более подробное изображение этого участка берега, взгляд справа – налево.
На этом снимке около лестницы под скалой, предположительно, один (или два?) входа в штольни.
А здесь уже восточная окраина Октябрьска – СНТ «Полёт» Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков (СВВАУЛ) в посёлке Красный Октябрь.
Расстояние до СНТ «Полёт»:
от причала №4 речного вокзала – 90,8 км;
время в пути – от 4 часов 20 минут до 4 часов 30 минут;
от Винновки – 60 км;
время в пути – от 2 часов 50 минут до 3 часов.
Над нами в районе Сызрани-Октябрьска неоднократно пролетали Ми-24 – на них готовят лётчиков в Сызрани.
Панорама посёлка Красный Октябрь. На снимке слева расположено овальное углубление, образованное земляным валом. Такие же я описывал раньше, они были выше по течению. Интересно, это случайность или закономерность?
Мы идём по Волге в пределах Октябрьска, его протяжённость вдоль берега реки – более 20 километров. Впереди, справа по борту – пристань компании «Агровиза», находится примерно в 3,5 километрах от восточной границы города.
В Октябрьске находится Сызранский (Александровский) железнодорожный мост, под ним мы «пройдём» в следующей статье.
Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуальных круизов из Самары по рекам бассейна Волги, путешествия по Волго-Балтийскому водному пути. Выбрать интересный для Вас регион можно в моих подборках.
Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!
#самарскаяобласть #волга #речныекруизы #путешествия #путеводитель